Ci-Bi.ru Форум о связи

Ci-Bi.ru Форум о связи
Текущее время: Пн дек 17, 2018 12:30

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 44 сообщения ]  На страницу 1 2 3 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн мар 28, 2011 21:48 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
Давно чесались руки начать эту тему, но как-то не привык писать о том, чего не пробовал. Сейчас, когда часть уже сделана и прошла проверку боем, наверное можно начать.
Собственно, первые шаги на этом пути отмечены здесь: viewtopic.php?f=15&t=5594 . Но все по порядку.

Для того чтобы сделать что-либо путное, сперва надо оформить задачу. Чем лаконичнее она будет сформулирована, тем проще будет ее реализация. Итак, что требовалось:
1. Необходима блочная быстроразворачиваемая система, которая позволила бы в равной степени уйти в леса, нагрузив себя тремя килограммами связного хозяйства, и сколь бы то ни было длительное время работать в эфире автономно (при таком скромном весе в основном на прием и изредка QRP на передачу), или же отяготив себя суммарным весом блоков до 50 и более кг, иметь возможность автономно работать приличной выходной мощностью неограниченное время.
2. Система должна быть транспортируемой "под рюкзаком" в любой конфигурации (в старые времена опыт заброски в труднодоступные места груза свыше 300кг пешим порядком у нас был, не в новинку для меня эта задача). То есть отдельные блоки не должны быть тяжелее 15 кг, быть достаточно прочными механически (по крайней мере в транспортном состоянии). Транспортные корпуса должны иметь хотя бы брызгозащищенное и ударопрочное исполнение.
3. Система должна иметь достаточную автономность по питанию. До определенных пределов ее может обеспечить применение правильно подобранных аккумуляторов, но для достижения максимально возможной автономности необходимо рассматривать возможность питания от правильно подобранного бензогенератора.
4. Антенное хозяйство системы должно позволять работу в полосе частот 1,8-30 МГц и в УКВ бэндах (двойка и семидесятка) хотя бы для координации пеших групп на месте при перемещении около базового лагеря. Недопустимо забывать при этом сиби диапазон, так как многие используют его повседневно на машинах и не только. В очень многих случаях он незаменим при координации групп на месте.
5.Антенное хозяйство системы должно иметь минимальную высоту подвеса от 5-6 м, так как физически неподготовленный человек банально неспособен быстро справиться с задачей его монтажа на местности, если надо вешать выше.

Техническое задание получается сложным, и с нахрапу задача не решается. Скрипел мозгами я больше года, прежде чем начать занимать руки.
Когда шестнадцатилетним шпаненком я приходил на производство, мой наставник (который с 7-ю классами образования успешно лазил в электронику, в кою и сегодня мне лазить иной раз не по зубам) частенько говорил: "Не получается? Ну и отложи. Подумай, и только тогда берись. А то совсем не получится." Прав был. Нижайший поклон ему за мудрый совет, который служит мне уже четверть века.

Начал создавать я эту систему скажем так, с середины. Для начала проанализировал, что из трансиверов подходит под поставленную задачу. Трудно было не обратить внимание на Yaesu FT 817 ( http://ci-bi.ru/archive/manual/FT-817r.pdf ) и FT 857 ( http://ci-bi.ru/archive/manual/ft-857r.pdf ). Собственно 817 изначально проектировался под походные условия эксплуатации. Конечно 5 ватт выходной мощности скромно, но при необходимости с минимальным весом связного комплекта шляться под рюкзаком, аппарат уникален. Возможно, я что-то упустил, но аналогов, стоящих близко, не нашел. Максимально раскрытый на передачу, работает в полосе 1,8-30 МГц (на самом деле 1,8-56МГц, но выше 30-ти нечего делать, разве слушать), на двойке и семидесятке, на прием в авиационном диапазоне (ну это уже баловство), достаточно экономичен, имеет очень неплохой приемник и даже автономный комплект питания. Пройти мимо этой модели было сложно... С него создание комплекта в общем-то и начал.

Связное железо порядочных производителей обычно в доработках не нуждается. Yaesu ни разу не исключение. Конечно если речь идет об "обычных" вариантах использования. Мне нужно было другое. Начал с того, что "открыл" аппарат на передачу, как описано здесь: http://www.mountain.ru/radio/817/all/index.shtml . Вообще по ссылке много полезного, но я сразу же столкнулся с рядом неточностей. В частности по "открытию" по ссылке не указано, что "ресетить" аппарат следует с одновременно нажатыми кнопками F и Clear. (Прошу не судить строго, делали руки, когда аппарат с ходу не открылся, мог напутать, какие именно две кнопки, но факт, что две. Тому, кто будет открывать этот аппарат, буду крайне признателен за полученную на личном опыте и предоставленную здесь информацию.) Был и еще один казус: по ссылке уверенно утверждается, что нельзя пользоваться кассетой под 8 "пальцев" АА, идущей в комплекте с радиостанцией, если ставить в нее аккумуляторы.

Фото 1.

Изображение

Причина банальна: радиостанция отказывается работать при снижении напряжения питания менее 8-ми вольт. Контактные пружинки кассеты имеют очень большое собственное сопротивление, и при выходе на передачу напряжение питания частично в них потерявшись, до радиостанции просто не доходит. В результате аккумуляторы отдают лишь процентов 30 своей емкости, после чего радиостанция отключается по снижению напряжения питания. Если применить батарейки, то проблемы не возникает, так как их ЭДС больше.
Было крайне неудобно отказываться от данной кассеты, так как в комплекте с радиостанцией предоставлялся лишь один штатный аккумулятор емкостью 1400 мА/ч. 8 "пальцев" россыпью ничего не весят, а запасают 2,5 А/ч. Под самый легкий комплект очень удачное "ведерко для электричества". Немного подумав, доработал кассету: зашунтировал контактные пружинки монтажным проводом во фторопластовой изоляции, подпаявшись непосредственно к точкам контакта с аккумуляторами. Вертикальными стрелками на Фото 2 обозначены точки пайки шунтирующих проводов, а горизонтальными сами провода.

Фото 2.

Изображение

Также следует удалить зеленый провод шлейфа (см. Фото 1) для того чтобы можно было заряжать аккумуляторы, установленные в кассету.
Опробовал. Проблема с неполным разрядом аккумуляторов ушла. Собственно больше ничего делать с FТ 817 не стал. Разве что замерил его штатный режим заряда внутренних АКБ и столкнулся с неприятным явлением: ток заряда близок к 140 мА только когда напряжение, подводимое к трансиверу извне, близко к 14-ти вольтам. Если "кормить" аппарат от 12-ти вольтового свинцово-кислотного аккумулятора, ток заряда получился милиампер 60. То есть стабилизации зарядного тока попросту нет. Из этого для себя сделал вывод, что заряжать встроенные аккумуляторы проще вынув их из трансивера и подключив к полноценному зарядному устройству.
Впрочем, со штатной спиральной антенной, идущей в комплекте с FT-817, решил поколдовать. В некоторых случаях она могла быть полезна в составе самого легкого варианта комплекта, да и хотелось иметь "спиралку" носимого варианта на три бэнда: сиби, "двойку" и "семидесятку". Достаточно подробно описал решение этой задачи здесь: viewtopic.php?f=1&t=5259&p=124633#p124633 . На этом доработки FT-817 решил закончить. Разве прикупил под него фирменный чехол (огромное спасибо Vorobeyю).
Наверное стоит чуть подробнее расписать некоторые технические характеристики этого аппарата, как мне кажется, важные для работы в составе создаваемой системы.
Выходная мощность на всех диапазонах 5 Вт.
Ток потребления:
на передаче максимальной мощностью - менее 2 А;
на приеме с закрытым шумодавом - 310 мА;
если включить подсветку дисплея - +60 мА;
выключенный аппарат потребляет от подключенного внешнего источника питания 6 мА (от встроенного не потребляет ничего);
при снижении напряжения питания до 7 В отключается, продолжая потреблять от внешнего источника питания 25 мА;
включается снова при повышении напряжения питания до 7,3 В (гистэрезис - 0,3 В).
У аппарата есть одна забавная особенность: его два антенных разъема коммутируются через меню. В каждом диапазоне можно включить любой разъем, и аппарат это запомнит, включая нужный разъем при возврате на диапазон. Однако фронтальный разъем (BNC) производитель задумывал как антенный разъем в портативном варианте (аппарат можно как портативку таскать на плечевом ремешке, подключив к нему штатную "спиралку"). Естественно предполагается, что в этом случае трансивер питается от встроенных аккумуляторов, и их надо экономить. Поэтому при коммутации на фронтальный разъем обмотка переключающего реле обесточена. На нее "мозги" подают напряжение при подключении тыльного антенного разъема (PL 259). В этом режиме как следствие, трансивер начинает потреблять лишних 20 мА. В общем-то пустяк, но стоит учитывать.

Можно сколько угодно в уме моделировать ситуации и режимы работы, но все по местам расставляет ее величество практика. C "сырым" трансивером FT-817 "погулять" первый раз выбрался в прошлом августе в самый апогей жары, задымленки и пожаров. Оба выхода были жесткими, насыщенными и скоротечными, в места, куда вменяемые люди ходят с опаской. Оба раза был жестокий лимит по загрузке, и больше 2,5 кг связных "развлечений" позволить себе я не мог. Первый выход был на сутки, в качестве антенны взял огрызок провода длиной спасибо если метра 3. Питание - штатный аккумулятор 1,4 А\ч. Собственно были несколько часов на закате и после просто чтобы послушать эфир. Кто работал вдали от крупной населенки, меня поймет. На короткий "шнурок" было уверенно слышно пол мира. Счастье быстро кончилось, вернулся домой. Второй выход был на двое суток. Затолкал в рюкзак помимо трансивера диполь с плечом в 20 метров и на месте скоропостижно растянул его буквально в трех метрах от земли. Что-либо настраивать не было возможности и времени. "Восьмидесятка" на этот суррогат в отсутствие городских индустриальных помех показалась прозрачной, как вода из родника. Но... В идеальных по приему условиях находился пожалуй один я. Даже проходившие на всю шкалу соседи, не говоря уже о дальних или слабых корреспондентах, мои 5 Вт не воспринимали в принципе. Немного поорав, успокоился и задумался. Задумался еще раз, усадив два комплекта аккумуляторов по полтора амперчаса. По вечеру на комплект. В голове стало проясняться техзадание...
При плотной работе в эфире суммарный ток потребления аппаратуры можно приблизительно посчитать, сложив токи приема и передачи и поделив их на 2. То есть при работе с FT-817 в случае плотного радиообмена получается 1-1,2 А. Если предположить, что радиообмен не очень плотный в течение 5 часов в сутки, это 4 А/ч. Если трансивер остается на дежурном приеме еще 5 часов в сутки, это еще 2 А/ч. То есть день эфира на природе - это 6 А/ч. Чаще всего из-за плотной социальной занятости на более чем двое суток (вечер пятницы-вечер воскресенья) мы не можем покинуть город. Следовательно для некоего среднего комплекта, который не лень тащить на горбу вместе с палаткой, оптимально достаточной является емкость аккумуляторов в 10-12 А/ч. Понятное дело, что речь идет об индивидуальных "заскоках" и работе с FT-817 с его скромным потреблением. Кроме того, в более длительном выходе можно и умерить аппетиты, тем более что на такой выход рюкзак как правило тяжелее. Вобщем, делая комплект для себя, остановился на 12 А/ч. Кроме прочего, есть еще встроенный аккумулятор FT-817, который остается как н/з на случай экстренной ситуации.
Пробный выход показал и другую проблему: в полевых условиях настройка антенны невозможна, а требуется всякий раз при ее развертывании. Опять же крайне трудно сделать универсальное и легкое антенное хозяйство, которое еще и быстро ставится и снимается.
На основании полученного опыта пришел к выводу, что необходим некий короб в брызгозащищенном исполнении в транспортном состоянии, который вмещал бы в себя стационарно аккумуляторы указанной емкости и автоматический тюнер. В этом же коробе предусматривался транспортный отсек под FT 817, так как указанный трансивер слишком "нежен" для транспортировки в рюкзаке и нуждается в более качественной упаковке.
По поводу тюнера пожалуй стоит объясниться подробнее. Все универсальное заведомо уступает специальному. В полевых условиях идеальную антенну не сотворишь. Даже сделанная под один диапазон абсолютно некапризная "пирамидка" будет нуждаться в непосредственной подстройке всякий раз, как ее растянешь заново. Можно пойти другим путем.
В "антенностроении" всегда приходится разом решать три на самом деле мало связанных между собой вопроса:
1. Антенна должна подводимую к ней мощность по максимуму излучать в эфир, а не переводить в тепло.
2. Антенна должна излучать эту мощность не куда ей вздумается, а туда, куда надо Вам (в общем случае применительно к полевому комплекту, по горизонту одинаково во все стороны).
3. Входное сопротивление антенны не должно иметь реактивных составляющих и быть близким к расчетному сопротивлению нагрузки передатчика (в общем случае 50 Ом).
О первых двух пунктах разговор отдельный. Что касается третьего, хотелось бы иметь возможность полноценной работы на любую (даже случайную, суррогатную) антенну. Следовательно, некая система согласования (и крайне желательно автоматическая) в данном комплекте должна присутствовать. Понятно, что это добавляет некоторые активные потери в АФТ, вес и объем блока, но дает неоспоримые преимущества в плане универсальности комплекта. В свою очередь именно автоматический тюнер позволяет не крутить мучительно ручки при каждом перестроении по частоте.
Под такую задачу буквально просился Z-11 PRO ( http://ci-bi.ru/archive/manual/Z-11PRO.pdf ). Много пользовался этим тюнером "в быту". Подкупал ряд моментов, в частности мизерное собственное потребление (по сути его отсутствие в дежурном режиме, и лишь при настройке до 250-300 мА), очень низкие потери согласования, правильно организованная память настроек, удобство управления... Кроме того, тюнер реагирует и уверенно настраивается даже при входной мощности 0,1 Вт, что дает возможность работать с ним на самой маленькой выходной мощности FT 817. Максимальная допустимая мощность тюнера позволяет работать с ним с FT 857, который я рассматривал как вариант для более серьезной работы в поле, но это был уже следующий шаг.
На этом этапе в руки "прыгнул" старый ламповый ВЧ вольтметр, восстанавливать который не было ни желания ни необходимости. Его корпус подходил под задачу практически идеально. Нужно было лишь вырезать болгаркой лишнее, зашкурить и покрасить. Из двухмилиметровой дюрали изготовил перегородку между "моторным отсеком" и "салоном" и начал утрамбовывать в "моторный отсек" кишки Z-11, АКБ и соединительные жгуты...
На аккумуляторах стоит остановиться подробнее. Из доступных и подходящих можно выделить сухие герметичные никель-кадмиевые или металл-гидридные аккумуляторы, литиевые системы и гелевые свинцово-кислотные. Первые отмел сразу. Причин две: отсутствие на рынке аккумуляторов подходящей емкости (можно было конечно запараллелить, но при эксплуатации один сдохший аккумулятор неизбежно утягивал бы за собой весь недешевый комплект в могилу) и эффект памяти. Последняя причина для меня была решающей, от них отказался. Крайне неудобно после всякого включения питания, пусть даже на непродолжительное время, давать полный цикл разряд-заряд. Кроме того, хотелось бы иметь возможность подзаряда "на лету". Ну к примеру, на непродолжительное время попав в машину или добравшись до розетки. Помимо этого рассматривался вариант использования аккумулятора этого блока как буферного, то есть к примеру, у родни на даче выкинуть кусок проволоки в форточку, подключить FT 857, и используя слабый и легкий источник питания, работать большой выходной мощностью. Этот режим работы однозначно губителен для щелочников, хотя бы по той причине, что они не допускают заряд по постоянному напряжению. Ну и эффект памяти конечно. При такой эксплуатации он проявится мгновенно. Долго косился в сторону литиевых систем, но отказался от них, так как буферный режим для них очень трудно реализуем, их заряд сложен, а перезаряд ведет к скоротечной гибели весьма недешевых аккумуляторов. Впрочем вес на запасаемую мощность решительно подкупал, так что совсем от них не отказываюсь, но в данном блоке решил их не использовать. По совокупности характеристик склонился к гелевым свинцово-кислотным. К слову, на 12-ти ампер-часовом аккумуляторе применив литий, я сэкономил бы всего полтора-два килограмма. Забегая вперед, скажу что данный блок вместе с трансивером и соединительными кабелями, упакованными внутрь, весит 8,5 кг.
В "моторный отсек" предельно плотно втиснулись два аккумулятора 6В 12А/ч соединенные последовательно, содержимое корпуса Z-11 PRO, платы которого пришлось развернуть относительно их положения в родном корпусе (соединяющий их шлейф позволил без проблем это сделать) и закрепить на стойках к перегородке между отсеками, и коммутация. Здесь все предельно просто. Минус АКБ на корпус и отдублирован проводом практически по всем разъемам и платам. Входной и выходной ВЧ разъемы тюнера вынесены на перегородку между отсеками. Плюс приходит на предохранитель 25А и с него уже идет на два разъема ШР 20 П 2 (старые армейские разъемы питания "заточенные" под весьма приличные токи и тяжелые режимы работы) и на еще один предохранитель 4А. После него выключатель и светодиод индикации повышенной яркости, задавленный по току до 1мА. Этот плюс идет на питание Z-11 PRO и еще один разъем, к которому подключается FT 817. Кнопки управления и индикация режимов работы Z-11 PRO также вынесены на внутреннюю перегородку. Силовые разъемы на внешней стенке корпуса служат для зарядки АКБ и при необходимости для питания FT 857, а также вспомогательных "мелочей" вроде стационарного освещения палатки.

Фото 3.

Изображение

Фото 4.

Изображение

Фото 5.

Изображение


Фото 6.

Изображение

Транспортный отсек необходимо было сделать мягким, чтобы при переносе в нем трансивера в рюкзаке не повредить его. Недолго думая вырезал куски нужного размера из обычной туристической пенки, обклеил их кожзаменителем и проклеил ими стенки отсека изнутри. Надо сказать, получилось даже красиво, хотя особо не заморачивался.

Фото 7.

Изображение

В крышку ящика уместился своего рода планшет для ручек-карандашей, ластика, журнала и прочих мелочей.

Фото 8.

Изображение

Перед проклейкой и сборкой металлические части ящика были зашкурены и прокрашены молотковой краской от Hammerite в два слоя. Надо сказать, краска под данные задачи весьма подходящая, учитывая что в полевых условиях жизнь у нее будет весьма нелегкая. Через пару недель ее с трудом царапает нож. Полимеризуется на воздухе при комнатной температуре. Но медленно. Если не дать железкам полежать, легко повреждается даже при сборке. Пытаться ускорить процесс отвердения прогревом свыше 60-80 градусов не советую! Вспучится и не застынет уже никогда. Красить можно кисточкой. При умеренном старании следов от нее и потеков не остается. Данная краска имеет очень приятную фактуру и допускает изрядное панибратство при подготовке поверхности и нанесении. Попробовав понял, что при необходимости буду красить корпуса в основном ей.
Получился ящик размером 200х150х300 мм, весящий в снаряженном состоянии (с упакованным в него трансивером FT-817 и соединительными проводами, блокнотом и ручками/карандашами) около 8,5 кг (см. Фото 9).

Фото 9.

Изображение

В транспортном состоянии блок как и требовалось имеет брызгозащищенное исполнение и достаточно ударопрочен. Содержимое верхнего отсека (трансивер и т.д.) не "болтается" при транспортировке (размеры подобраны удачно).
Емкость собственного аккумулятора блока - 12 А/ч.
Рабочий диапазон мощности тюнера - 0,1-100 Вт.
Рабочий диапазон согласования сопротивлений тюнера - 6-1000 Ом на частотах от 1,8-30 МГц.
Данный ящик позволяет работать полной выходной мощностью трансивера FT-817 автономно в режиме прием/передача 5:1 в течение где-то 16 ч. Этого вполне достаточно для 2-4-дневного похода. Если же в блоке с ящиком использовать FT-857 (к сожалению, в транспортный отсек ящика он не влезает) и работать его полной выходной мощностью в том же режиме, питания хватит всего на 3 ч. Однако при необходимости обеспечить связь, имея доступ до розетки, потребуется достаточно скромный сетевой источник питания для того, чтобы в буферном режиме работать в такой комплектации неограниченно долго. Антенна при этом может быть практически случайной (например кусок провода, выкинутый в окно или натянутый между ближайшими деревьями).
Возможность использования случайной антенны сама по себе хороша, но следующим этапом решил заняться изготовлением некой достаточно универсальной антенны. Собственно продумывал ее я тоже долго. Попавшиеся мне полевые конструкции не подходили по тем или иным требованиям. В конечном итоге пришел к варианту, который приведу ниже.
В качестве УКВ двухбэндовки проще всего было взять и немного переделать Opek 1503. Из нее я удалил заводской узел крепления штыря с механизмом складывания и вместо него поставил тот же узел от МА 27. Резьбы там одинаковые. Заводской узел отворачивается только на горячую, производитель применяет фиксатор резьбы, размягчающийся где-то при 150-ти градусах. Нагрел паяльником и вывернул без проблем. Сверху на катушку и толстую часть узла крепления штыря надел термоусадку. После такой доработки резонансы антенны ушли чуть вверх, но незначительно. Учитывая тот факт, что УКВ бэнды в данном комплекте нужны по большей части для обеспечения координации действий группы на небольших дистанциях (3-5 км с портативок), до идеала доводить не стал. Да и малопредсказуемо, как будут влиять условия подвеса антенны в каждом конкретном случае на настройку. На конец кабеля снижения надел латунную трубку большого диаметра, в нее врезал разъем PL 259 для крепления двухбэндовки (см. фото 10).

Фото 10.

Изображение

Дальше изготовил своего рода систему противовесов - на шайбу диаметром 15 мм (размер наружной резьбы разъема PL 259) напаял 6 кусков тросика в пластиковой оплетке. 4 куска по 17 см и 4 куска по 50 см, разместив их под приблизительно одинаковыми углами по окружности (см. фото 11). 17 см - четверть волны в 70-ти сантиметровом диапазоне, 50 см - на двойке. Конечно тросик не лучший материал для изготовления полотна антенн или противовесов, так как в нем очень много потерь, но у получившейся "снежинки" была и другая функция - емкостная нагрузка в случае использования всей антенной системы в КВ бэндах, о чем расскажу дальше.

Фото 11.

Изображение

Латунная трубка очень плотно входит в кусок пластиковой водопроводной трубы, которую заложил в конструкцию для решения сразу трех задач:
1. Внутренний диаметр пластиковой трубы 25 мм, что позволяет в транспортном положении убирать в нее хрупкую двухбэндовку. Подогнав ее по длине так, чтобы двухбэндовка не болталась и подобрав заглушки на оба конца, я получил удобный бокс для транспортировки этой антенны, крепящийся под боковые стяжки рюкзака.
2. Предполагалось растягивать антенну используя деревья. На удобный сук закидывается веревка и на ней подтягивается антенная система. Крепить веревку за конец излучателя двухбэндовки неудобно. Крепить за основание тоже неудобно, так как двухбэндовка в поднятом положении встанет не вертикально. Здесь и выручает пластиковая труба. Она выравнивает двухбэндовку до вертикального состояния за счет своего веса (см. фото 12).
3. При развертывании антенной системы куда удобнее закидывать веревку на высокий сук привязав к ее концу карабин и вставив его в конец пластиковой трубы (огромное спасибо Yurbasу за вовремя подсказанную правильную идею!)

Фото 12.

Изображение

Кабель, идущий от двухбэндовки, имеет длину 5,5 м, и вторым концом подключается к антенному блоку, о конструкции и целях изготовления которого речь пойдет ниже, но описанную двухбэндовую полевую антенну можно использовать как самостоятельную конструкцию. В этом случае кабель снижения может иметь произвольную и удобную для конкретных задач длину и подключаться непосредственно к трансиверу. При этом стоит учитывать весьма приличные потери в тонком кабеле (RG58 ) в 70-ти сантиметровом диапазоне. Его стоит делать как можно короче. Для примера в не очень "дворовом" RG58 с монолитной полиэтиленовой изоляцией длиной 4м теряется половина (!) мощности передатчика. Аналогичное ослабление он вносит и по приему.
В связи с этим в конструкции я решил использовать "Радиолабовский" RG58 с вспененной изоляцией везде, где по нему передается сигнал с УКВ бэндов. Конечно этот кабель более капризен, уязвим для внешних повреждений типа передавливания, и дорог, но потерь в нем меньше где-то в полтора раза. Для передачи сигнала КВ бэндов решил использовать RG58 со стандартной монолитной изоляцией.
Далее мной был изготовлен антенный блок, позволяющий использовать эту антенну и кабель снижения как излучатель в КВ бэндах. В корпус размером 120х95х55 мм из алюминия я врезал ВЧ трансформатор, намотанный на сердечнике, взятом из антенного тюнера MFJ-962D (устройство симметрирования). Данный блок планировался для применения с аппаратурой выходной мощностью до 300 ватт, поэтому мне нужен был запас по мощности. Намотал на кольца 14 витков кабеля RG58 с отводом от середины (отвод подпаял к экрану). Параллельно этой обмотке намотал 14 витков центральным проводником в изоляции того же кабеля. Эту обмотку подключил к проходным изоляторам, расположенным на боковых стенках антенного блока. Обмотку из кабеля "холодным" концом подключил к одному из трех фланцевых разъемов, расположенных на нижней стенке антенного блока, отвод подключил к центральной части второго разъема, экран "горячего" конца подключил к центральной части третьего, а сам "горячий" конец (и экран и центральную жилу) подключил к четвертому разъему, расположенному на верхней стенке, на изолирующей проставке, отделяющей его наружную часть от корпуса. Получилась замысловатая конструкция, в которой на самом деле все на своих местах (см. Фото 13, 14).

Фото 13.

Изображение

Фото 14.

Изображение

Предположим, мы хотим работать в УКВ бэндах. К 4-му разъему мы подключаем описанную выше УКВ антенну, а к 1-му кабель снижения до трансивера. ВЧ трансформатор пропускает в этом случае через себя УКВ сигнал без изменений, а кабель снижения до антенного блока и "снежинка" вполне эффективно справляются с функциями противовеса для двухбэндовки. Если же мы хотим работать в верхних КВ бэндах или в сиби диапазоне, мы подключаем ВЧ кабель, идущий от трансивера, к разъему 3 антенного блока, и к болту на корпусе антенного блока 3-4 противовеса (куски обычного монтажного провода) длиной 10 м. Практика показывает, что при применении укороченного излучателя длина противовесов может быть также уменьшена. Увеличение ее до резонансной не дает существенного прироста эффективности антенного хозяйства, так как основные процессы формирования радиоволны происходят в зоне не сильно большей, чем электрическая длина излучателя (в нашем случае она не превышает 7 м). Теперь кабель от УКВ антенны и сама УКВ антенна получаются изолированы от корпуса антенного блока ВЧ дросселем и подключены к центральной жиле кабеля, подключенного к трансиверу. "Снежинка" добавляет излучателю емкость, что облегчает режим работы антенного тюнера. При этом антенна остается работоспособной в УКВ бэндах, то есть можно одновременно работать с двух трансиверов в КВ и УКВ бэндах.
Полевые испытания показали, что в таком виде тюнер Z-11 PRO уверенно согласует антенну в диапазоне от 3,5 до 30 МГц. Однако на 80-ти метровом КВ диапазоне эффективность работы системы в таком виде невелика. Если данный антенный блок планируется использовать в нижних КВ бэндах, необходимо снять УКВ антенну с кабелем снижения и подключить к боковым изоляторам плечи диполя достаточной длины. Если при этом необходима работа еще и в УКВ бэндах, допустимо подключить двухбэндовку к антенному блоку без кабеля снижения, но ее эффективность будет ощутимо снижена. При использовании диполя на нижних бэндах в некоторых случаях для облегчения режима согласования потребуется кабель от КВ выхода трансивера подключить к разъему 2.
Собственно нетрудно догадаться, что данная антенная система может эффективно работать только с антенным тюнером, со всеми вытекающими отсюда потерями. Однако это неизбежное зло есть плата за универсальность. Указанные потери не идут ни в какое сравнение с потерями в нашумевших брэндах вроде Atas 120 и ей подобных, тем не менее люди умудряются проводить весьма интересные связи даже с них.
К слову, немалую часть потерь и проблем с согласованием вносит в систему кабель. С УКВ бэндами все понятно. На частотах 70-сантиметрового диапазона кабель RG-58, даже такой как указан выше, применять приходится от безвыходности. В рюкзак бухту 8D-FB не запихнешь. Нет, ну можно, конечно, только трансивер уже не влезет. Да и есть в походе что-то надо... Вобщем, с приличными потерями в фидерном тракте приходится мириться. В КВ бэндах проблема еще более замысловата, хотя казалось бы, что на частотах до 30 МГц применять можно любой самый дворовый кабель при небольшой длине линии. Да, с потерями в указанном случае все будет в порядке: в RG-58 с цельной полиэтиленовой изоляцией на частоте 30 Мгц при длине линии 12 м в ней потеряется 30-35% мощности, что вполне допустимо. По мере снижения рабочей частоты потери будут также предметно снижаться. Однако есть еще один момент, который необходимо учитывать: если комплексное сопротивление (импеданс) нагрузки отлично от сопротивления линии (в нашем случае 50 Ом) и (или) имеет реактивные составляющие, линия будет его дополнительно изменять, в том случае, когда ее электрическая длина не равна целому числу полуволн (в случае, если равна, мы имеем дело с полуволновым повторителем импеданса; также условно принято считать, что линия длиной менее 1/8 волны незначительно трансформирует комплексное сопротивление). Причем математически довольно сложно в каждом конкретном случае обсчитать, насколько. Очень приближенно можно утверждать, что максимальным это изменение является, когда длина линии равна четверти длины волны с учетом коэффициента укорочения в линии или же нечетному числу четвертей, а сами изменения носят "зеркальный" характер. То есть, если на входе сопротивление чисто активное и, к примеру, 100 Ом (вдвое больше сопротивления линии), то на выходе линии длиной в четверть волны оно будет 25 Ом (вдвое меньше) и тоже чисто активным. При этом по мере увеличения КСВ в линии активные потери в ней также пропорционально растут.
Собственно, все это наводит на мысли о том, что линия должна иметь минимальную длину. Также именно раздумья о тонкостях трансформации сопротивлений навели на мысль о введении в антенный блок, описанный выше, разъема 2. Предположим, что мы имеет дело с наиболее неблагоприятным режимом согласования: длина линии 1/4 волны, сопротивление нагрузки 6 Ом (КСВ "9"). В этом случае линия трансформирует сопротивление "зеркально", и мы получим то же значение КСВ, но сопротивление нагрузки будет уже равно 450 Ом. То есть Z-11 справится с согласованием, и линия в самом неблагоприятном случае изменит его допустимо для последующего согласования тюнером. Напротив, если комплексное сопротивление антенны будет свыше 500 Ом, линия в самом неблагоприятном случае трансформирует его в область, недоступную для согласования примененным тюнером. Учитывая высокий входной импеданс некоторых простых вариантов антенн (длинный провод и т.п.), применение которых не исключается совместно с изготовленным антенным блоком, в нем и предусмотрен разъем 2, присоединенный к отводу трансформатора, изменяющий сопротивление 1:4. Он позволяет согласовывать случайные антенны в более широком диапазоне сопротивлений и минимизировать в этом случае потери в линии, работающей с КСВ более 1.
Саму линию решил собрать из кабеля RG 58 (на КВ бэнды с цельной полиэтиленовой изоляцией, на УКВ бэнды с вспененной изоляцией). Трудно предположить, какой длины линии будет достаточно при разворачивании антенного хозяйства в полевых условиях. В качестве "мачты" для подвеса антенны планировалось использовать ближайшее удобное дерево. Опять же палатку вплотную к нему не всегда поставишь. Поэтому чтобы не умножать потери в линии, решил разбить ее на три куска длиной по 4м. В качестве соединения кусков использовал "бочонки" (переходники) PL 259. Для облегчения развертывания антенного хозяйства разъемы КВ кабеля промаркировал синей термоусадочной трубкой, а УКВ красной. Сами разъемы (контактные соединения) промазал литолом и излишек смазки удалил. Если этого не сделать, то первый же дождь, пролившийся на развернутую антенну, намочит их и кабель, после чего линию придется менять. На каждую секцию кабеля надел разъемное ферритовое кольцо и зафиксировал его снаружи термоусадочной трубкой от возможного самопроизвольного раскрытия. Последняя мера далеко не лишняя, так как наводки на линию от близко расположенной антенны могут быть весьма значительны и вызвать сбои в работе приемо-передающей аппаратуры.
Антенное хозяйство, получившееся в результате, с приемлемой эффективностью отрабатывает частоты от 3,5 до 30 МГц совместно с тюнером Z-11 PRO (3,5 МГц на мой взгляд все же не очень хорошо), 2 метра и 70 см. УКВ бэнды этой антенны более вспомогательны, но и планировались они, как уже писалось, для организации связи на небольшом удалении от базового лагеря между ним и портативками. Тем не менее при полной длине линии передачи в 70-ти сантиметровом диапазоне в сравнении со штатной антенной VX-7R описанная конструкция давала прибавку около 15 дБ, что на мой взгляд более чем достаточно для решения поставленной задачи. Подводимая к антенне мощность при этом может составлять до 500 Вт в КВ бэндах и до 100 Вт в УКВ бэндах, что тоже вполне удовлетворяет требованиям тех.задания.
Общий вес антенны менее 4 кг вместе с УКВ частью. Собственно все бы ничего, но в транспортировке эта сложная система веревочек неудобна и нуждается в некоем транспортном боксе. При необходимости "прогулки в поле" в транспортном боксе нуждается и FT 857. Как правило едет или он, или FT 817, но в отсек уже описанного ящика с тюнерам и аккумуляторами 857-ой не влезает. Кроме того к описанному железу нужен ЗИП, состав которого я опишу позже. То есть под ЗИП необходимо место в транспортном боксе. Исходя из этого изготовил еще один удобный и легкий ящик из штатного "чемодана" от зап.частей и документации АЧХ-метра Х1-42 (см. Фото 15).

Фото 15.

Изображение

Все также отшкурил, покрасил молотковым Hammerite'ом и единственную поверхность, которая должна быть мягкой, обклеил "пенкой" и кожзаменителем.
Половину ящика практически идеально заняла описанная антенна. Во вторую впритык встал FT-857. Перегородку между половинами и сам FT-857 в транспортном положении зафиксировал стропами и стандартной туристической фурнитурой.

Фото 16.

Изображение

Полный вес транспортного ящика с антенной и FT-857 получился порядка 7,7 кг. Уместилось все очень плотно, без "болтанки" на ходу.
Теперь при необходимости можно брать с собой "в поля" либо FT-857, либо 817, а высвободившееся место использовать под ЗИП.

Фото 17.

Изображение

Фото 18.

Изображение


Обычно подобные материалы начинал писать в закрытых ветках, так как родить мгновенно такой объем просто невозможно. Решил изменить этому правилу и писать здесь. По мере изложения буду править головной пост, добавлять фотографии и т.п. Убедительная просьба ко всем, кому есть, что спросить, прокомментировать, добавить ПО СУЩЕСТВУ, не стесняться. Это поможет мне более понятно описать свои поделки, что надеюсь, поможет таким же чокнутым как я. А может быть и позволит сделать комплект более правильным, удобным, надежным и функциональным. На данный момент изготовлены и опробованы лишь два его куска (а их, полагаю, будет десяток, не меньше), так что продумывать и разрабатывать придется еще много чего, и самые казалось бы "бредовые" мысли могут оказаться очень полезными. :oops:

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 22:47 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
Мужики, а чё все так громко молчат? :shock: :rus2:

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 22:52 
Не в сети
KiloWatt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 11, 2009 9:33
Сообщения: 4007
Город: Уфа
Страна: Россия
Откуда: Уфа ,Александр (зовут меня так), "Зеленый Крокодил"
Слюной давятся! :D

_________________
RV9WMQ УКВ
Зеленый Крокодил CB В17EFM
СКА Б-2908 Vertex VX-2500 (VHF) Anli AW-6
Suzuki Samurai MJ-550, AT-73, KL-203, Vertex VX-2000V, Anli AW-6
Opel Monterey Yosan Excalibur KL-300 (Кабан Limited Edition) "Фудзияма" (levsha Incorporated)
Yaesu FT-1802 Anli AW6
Yaesu VX-6R


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 22:54 
Не в сети
Мичман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт янв 09, 2009 22:50
Сообщения: 19299
Город: Санкт-Петербург
Страна: Россия
Откуда: Питер, Пушкин
Наверное предварительных схем антенн, техники их разворачивания, и фотографий ждём. :oops:

_________________
-= Ничто так не сбивает человека с мысли, как прямой удар в челюсть. =-
-= Иногда смотришь на человека и напрашивается вопрос, он родился придурком или курсы какие-то дополнительно проходил? =-
МТС - 9817688803, Мегафон - 9218623199, БиЛайн - 9052632700


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 23:11 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
Если я сейчас просто начну выкладывать имеющиеся конечные результаты (коих, к слову, пока не очень много), меня могут закидать фекалиями, и в общем-то будут правы. К ряду конструкций я пришел обломавшись на технической их невыполнимости. Кроме того 70% блоков еще не сделаны. В принципе просчитал уже все. Ну может быть не на 100%, но типа почти. Есть ряд моментов, которые в рай не пускают. В частности нет перевода инструкции на одну железку, которая будет в составе самой тяжелой версии комплекта. Но железка только сегодня выехала (хочется надеяться) к границе Пендосии, идти, зараза, будет месяц. Опять же уперся в незнание рынка бензогенераторов. К слову, может кто подскажет: нужен бензогенератор минимального веса. В общем-то хватит буквально ста ватт мощности. Желательно инверторный, но необязательно. 220 не нужны, если он будет выдавать 13,8, мне только легче будет. Важны минимальный вес, ресурс (ну чтоб не полчаса до помойки), экономичность. Пока меньше 12-ти кг ничего не встретил. Вот к слову, если кто в теме, буду крайне признателен за наводку, и в том числе на место покупки. Вариант "солдат-мотор" просьба не предлагать. Про то, что бывают солнечные батареи и ветряки, честное слово, знаю. Не канают. Теплогенераторы кое-какие щупал. В природе тех, что сгодились бы, нет. Их перестали выпускать пол-века назад. Котелки на элементах Пельтье пробовали почти 10 лет назад. Рассыпаются после 10-ти часов эксплуатации. Просто выбросил деньги. Я конечно допускаю, что не нашел какой-либо удобный источник электроэнергии для походов, но искал долго и в общем сдался. Бензогенераторы на природе не люблю. Но любовь вообще зла... :rus2:

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 23:28 
Не в сети
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 18:14
Сообщения: 5
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки
Кабан писал(а):
В частности нет перевода инструкции на одну железку, которая будет в составе самой тяжелой версии комплекта.

Речь идет об автоматическом тюнере АТ-600Pro.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Вт мар 29, 2011 23:42 
Не в сети
KiloWatt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 16, 2010 7:54
Сообщения: 4306
Город: Москва
Страна: Россия
Откуда: ....омут
Вот может подойдёт этот генератор.

http://www.nissamaran.ru/index.php?productID=169


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 8:10 
Не в сети
10 Watt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср июл 07, 2010 9:40
Сообщения: 89
Город: Вологда
Страна: Россия
Откуда: Вологда
Кабан писал(а):
бензогенератор минимального веса. В общем-то хватит буквально ста ватт мощности. Желательно инверторный, но необязательно. 220 не нужны, если он будет выдавать 13,8, мне только легче будет

Точно по ним не скажу, но слышал, что 13.8 с него использовать нельзя, т.к. напряжние очень сильно плавает от оборотов. Только 220+БП. Либо использовать его как-то для подзарядки АКБ.
Еще бывают крайне "шумящие", в которых не всегда удаётся победить "шум". В каких-то лечится значительным удалением от антенны, в каких-то не лечится совсем.
Как мне кажется, единственным вариантом будет пара АКБ на 14 А/Ч. Сам рассматривал бензогенератор, но решил остановиться на АКБ. Только пока не знаю, чем из заряжать...

_________________
RA1QCW
Владение русской орфографией — это как владение кунг-фу, настоящие мастера не применяют его без необходимости.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 9:44 
Не в сети
KiloWatt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:53
Сообщения: 5538
Город: Челябинск
Страна: Россия
Вот им(генератором) и заряжать.
Мне вот тоже интересно: насколько фонят девайсы разных производителей!

_________________
8-919-3О-50-777


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 10:23 
Не в сети
200 Watt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 18, 2009 10:05
Сообщения: 635
Город: Карелия
Страна: Россия
Откуда: Карелия
Для моего полевого комплекта с FT-857D самый оптимал гелевые АКБ Delta DT1226 (емкость 26 А/ч), тяжеловат канечно, но подготовленный человек при удобной укладке носит его без особого напряга.
С бензогенераторами заморачивался, вещь удобная, но геморойная:
1. 13 В на выходе отвратительные, для питания РЭС не подходят, тащить с собой БП 220В -> 12В (мой весит 8 кг) не обоснованно.
2. Все эти генераторы - малыши расчитаны на 4-6 часов непрерывной работы (хотя в инструкции пишут другое) иначе загубится дорогостоящий агрегат.
3. Шум от самого генератора напрягает во время интенсивной работы в эфире.
Итог: с генератора только заряжаем АКБ
Перспектива: материала по данной тематике много, много подчерпнул при переписке тут, решил заморочится солнечными батареями. В продаже нашел уже готовые решения, думаю к летнему полевому сезону куплю на пробу.

_________________
Toyota Land Cruiser Prado (для города) - YAESU FT-857D + AT-73 + Anli WH-711С
Toyota Land Cruiser 100 (для бездорожья) - радиофицирован Lemm at-1000 + MJ-555
19d / 61lpd / 145,5 МГц "Ветер" или RN1NHC
Специально подготовленный служебный бронепес!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 11:37 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
ААА, спасибо. Это уже что-то. Мой инверторный киловаттник весит 14 кило. Неудобно. Еще пошукаю, но вряд ли найду что-либо более правильное под свои задачи.
UB1QUB писал(а):
Точно по ним не скажу, но слышал, что 13.8 с него использовать нельзя, т.к. напряжние очень сильно плавает от оборотов.

А вот я полагаю, что не поэтому нельзя. По экономичности подобный вариант напоминает бизнес по-русски: украсть вагон водки, водку вылить, бутылки сдать, на вырученные деньги напиться. Почему - подумайте сами. Ответ на поверхности.
UB1QUB писал(а):
Только 220+БП.

В случае применения инверторного генератора есть куда более интересный способ. Опять же подумайте, он на поверхности. Применение инверторного генератора по-любому дает очень высокую экономичность системы в целом, так что приоритетно рассматриваю именно его.
UB1QUB писал(а):
Еще бывают крайне "шумящие", в которых не всегда удаётся победить "шум". В каких-то лечится значительным удалением от антенны, в каких-то не лечится совсем.

Предполагаю, что проблема относительно легко решаема, но утверждать не буду, пока не попробую.
UB1QUB писал(а):
Как мне кажется, единственным вариантом будет пара АКБ на 14 А/Ч. Сам рассматривал бензогенератор, но решил остановиться на АКБ. Только пока не знаю, чем из заряжать...

Паша писал(а):
Для моего полевого комплекта с FT-857D самый оптимал гелевые АКБ Delta DT1226 (емкость 26 А/ч)

FT 857 при максимальной мощности в КВ бэндах потребляет около 17 А на передачу и около 0,6 А на прием. То есть час плотной работы - 8,5 А/ч. Этого не хватит даже на день при описанных мной в головном посту требованиях. Забегая вперед, скажу что максимально тяжелая версия комплекта "заточена" под работу с поля выходной мощностью в четверть киловатта. Там час плотной работы вылетит в 20 А/ч. Я не рассматриваю вариации, кому какой газетой больше нравится подтираться. Понятное дело, что у каждого свои пристрастия. Мне интереснее решить задачу, а не искать отмазку от себя (своей некомпетентности) для того чтобы ее не решать.
Паша писал(а):
тяжеловат канечно, но подготовленный человек при удобной укладке носит его без особого напряга.

Паш, а ты зачем на машине ездишь? Наши подготовленные предки вообще только пешком ходили. В заглавном посту одним из требований значится возможность работы с комплектом минимально физически подготовленных людей. Или мне девок своих в качалку загнать?
Паша писал(а):
13 В на выходе отвратительные

Я их даже не рассматриваю.
Паша писал(а):
тащить с собой БП 220В -> 12В (мой весит 8 кг) не обоснованно.

Тебе подогнать киловаттный преобразователь 220 - 13,8, который 3 кг весит? К слову, мне киловатт по 13,8 В не нужен. Мне хватит гораздо меньше.
Паша писал(а):
Все эти генераторы - малыши расчитаны на 4-6 часов непрерывной работы (хотя в инструкции пишут другое) иначе загубится дорогостоящий агрегат.

Решительно не согласен с этим высказыванием. Кроме того, даже при использовании максимально мощной версии комплекта в плотном режиме радиообмена постоянной работы генератора не надо. По ряду причин это даже не оправдано.
Паша писал(а):
Итог: с генератора только заряжаем АКБ

Вопрос в том, в каком режиме. Судя по всему думать, ребята, вы не любите.
levsha писал(а):
Мне вот тоже интересно: насколько фонят девайсы разных производителей!

Дим, инверторные фонят. Причем довольно стандартно, и все. Как уже писал, методика лечения на поверхности. Про эффективность пока помолчу.

P.S.
Паша писал(а):
Перспектива: материала по данной тематике много, много подчерпнул при переписке тут, решил заморочится солнечными батареями. В продаже нашел уже готовые решения, думаю к летнему полевому сезону куплю на пробу.

Вот судя по твоему посту и посту UB1QUB, материала по данной тематике много, но он ни о чем. Спасибо, ребят, теперь я понимаю, что не зря взялся за подобный комплект.

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 12:31 
Не в сети
200 Watt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 18, 2009 10:05
Сообщения: 635
Город: Карелия
Страна: Россия
Откуда: Карелия
Кабан писал(а):
Паш, а ты зачем на машине ездишь? Наши подготовленные предки вообще только пешком ходили. В заглавном посту одним из требований значится возможность работы с комплектом минимально физически подготовленных людей. Или мне девок своих в качалку загнать?

Боже упаси девушек в качалку. :shock:
Петь, я свой комплект таскаю в максимальной версии (АКБ 26 а/ч + противоударные коробки для оборудования) на себе без особого напряга, для неженок есть облегченная версия с АКБ 7 а/ч и без железных коробок (6-8 кг от силы весь комплект), естественно переход в режим QRP. Тем более зимой я беру пластиковые волокуши от снегохода, пристегиваю их к себе и вес комплекта для меня не актуальный вопрос, причем бонусом волокуши это не только средство транспортировки!
Кабан писал(а):
Тебе подогнать киловаттный преобразователь 220 - 13,8, который 3 кг весит? К слову, мне киловатт по 13,8 В не нужен. Мне хватит гораздо меньше.

Спасибо не надо, у меня солидный трансформаторный БП, практически не фонящий со всевозможными защитами, работаю от него и радуюсь а перевожу только на машине.
Кабан писал(а):
Решительно не согласен с этим высказыванием. Кроме того, даже при использовании максимально мощной версии комплекта в плотном режиме радиообмена постоянной работы генератора не надо. По ряду причин это даже не оправдано.

Возможно я ошибаюсь, наш генератор не любит долгой работы, особенно с малой загрузкой.
Кабан писал(а):
Вопрос в том, в каком режиме. Судя по всему думать, ребята, вы не любите.

Заряжает автоматическое зарядное, сначало в режиме стабилизации по току, потом переходит в режим стабилизации по напряжению. Зарядный ток выставляем 1/10 емкости АКБ, причем подбираем что бы генератор был нагружен на 80-90% от номинальной мощности. Критику наших умственных способностей принял, спорить трудно, учили меня не тому да и самому учиться не научили, вот приходится пользоваться чужим опытом и своими наблюдениями.
Кабан писал(а):
Вот судя по твоему посту и посту UB1QUB, материала по данной тематике много, но он ни о чем. Спасибо, ребят, теперь я понимаю, что не зря взялся за подобный комплект.

Согласен, приеду летом постигать опыт :wink:

_________________
Toyota Land Cruiser Prado (для города) - YAESU FT-857D + AT-73 + Anli WH-711С
Toyota Land Cruiser 100 (для бездорожья) - радиофицирован Lemm at-1000 + MJ-555
19d / 61lpd / 145,5 МГц "Ветер" или RN1NHC
Специально подготовленный служебный бронепес!


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 12:56 
Не в сети
200 Watt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт мар 27, 2009 21:56
Сообщения: 820
Город: Екатеринбург
Страна: Россия
Откуда: Екатеринбург (Иван), UB8CAG
Вот на этом сайте (http://www.mountain.ru/radio/817/) натыкался как раскочегарить 817-ю до 10 и даже до 15 ватт на частотахх до 30 Мгц: http://www.mountain.ru/radio/817/mods/ua3tcw.shtml

_________________

По русскому всю жизнь 3 было.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 13:07 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
Паша писал(а):
Боже упаси девушек в качалку. :shock:
Петь, я свой комплект таскаю в максимальной версии (АКБ 26 а/ч + противоударные коробки для оборудования) на себе без особого напряга, для неженок есть облегченная версия с АКБ 7 а/ч и без железных коробок (6-8 кг от силы весь комплект), естественно переход в режим QRP. Тем более зимой я беру пластиковые волокуши от снегохода, пристегиваю их к себе и вес комплекта для меня не актуальный вопрос, причем бонусом волокуши это не только средство транспортировки!

Паш, мне нужна универсальность. Твой вариант прост, но универсальности лишен. Впрочем, когда комп нормально заработает, буду выкладывать то, что уже сделано, сам увидишь, каким путем пойти эффективнее.
Ну и еще. Я в походы хожу не только в эфире поработать. Как правило, в рюкзак есть что положить кроме связного хозяйства.
Паша писал(а):
Спасибо не надо, у меня солидный трансформаторный БП, практически не фонящий со всевозможными защитами, работаю от него и радуюсь а перевожу только на машине.

Я уж не знаю как комментировать таскание на горбу трансформаторного блока питания для работы в полевых условиях. Однозначно не мой случай.
Паша писал(а):
Заряжает автоматическое зарядное, сначало в режиме стабилизации по току, потом переходит в режим стабилизации по напряжению.

Большинство импульсных преобразователей "самопроизвольно" отрабатывают именно этот режим.
Паша писал(а):
Зарядный ток выставляем 1/10 емкости АКБ,

При условии не превышения напряжения 13,5-14 В зарядный ток можно и не ограничивать. Кроме того для обеспечения буферного режима работы системы ограничение нужно только для того, чтобы не спалить преобразователь (как правило он это сам делает) или генератор. В результате на приеме аккумулятор дозаряжается в абсолютно адекватном режиме, невзирая на увеличение зарядного тока до 1С (штатно для свинцово-кислотных), а на передаче помогает преобразователю. Генератор в таком режиме загружен практически по допустимому максимуму, что дает очень высокую экономичность всей системы по расходу горючего (особенно выражено на неинверторных генераторах). Подобный режим считаю самым оптимальным для работы в поле. Он позволяет снизить общий вес системы до минимума.
Паша писал(а):
Критику наших умственных способностей принял, спорить трудно, учили меня не тому да и самому учиться не научили, вот приходится пользоваться чужим опытом и своими наблюдениями.

Паш, ты просто не морочишься. Я морочусь, так как положение обязывает.
Паша писал(а):
Согласен, приеду летом постигать опыт :wink:

Решительно :welcome:
Grival писал(а):
Вот на этом сайте (http://www.mountain.ru/radio/817/) натыкался как раскочегарить 817-ю до 10 и даже до 15 ватт на частотахх до 30 Мгц: http://www.mountain.ru/radio/817/mods/ua3tcw.shtml

Я знаком с этими методиками, но это губилово для аппарата. Смысл нулевой, а защита выходного каскада на этом блокируется. Производитель не зря ограничивает неким пределом выходную мощность трансивера.

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: Ср мар 30, 2011 21:25 
Не в сети
200 Watt
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 18, 2009 10:05
Сообщения: 635
Город: Карелия
Страна: Россия
Откуда: Карелия
Кабан писал(а):
Я уж не знаю как комментировать таскание на горбу трансформаторного блока питания для работы в полевых условиях. Однозначно не мой случай.

Петь ты не так понял. Я вроде не похож на сумашедшего, БП никогда в "поле" не был. Я работаю по схеме: питание РЭС от АКБ, потом заряд АКБ от генератора и так по кругу. Вариант АКБ в буфер генератора был отвергнут.

_________________
Toyota Land Cruiser Prado (для города) - YAESU FT-857D + AT-73 + Anli WH-711С
Toyota Land Cruiser 100 (для бездорожья) - радиофицирован Lemm at-1000 + MJ-555
19d / 61lpd / 145,5 МГц "Ветер" или RN1NHC
Специально подготовленный служебный бронепес!


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 44 сообщения ]  На страницу 1 2 3 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB