Заполярье 2011
Модератор: &
- Stoljars
- 500 mWatt
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Сб ноя 13, 2010 2:27
- Город: Москва
- Страна: Россия
- Откуда: Москва, Солнцево.
Заполярье 2011
С 16 по 30 июля на трёх машинах (два Патра и одна Шнива) проехали по маршруту:
Москва-Озеро Белое-Пудож-Онега-Медвежьегорск-Кемь-Мурманск-Рыбачий-мыс Немецкий-Мурманск-Ревда-Октябрьский-Аппатиты-Медвежьегорск-Ажепнаволок-Ковжозеро-Москва. Пробег порядка 4700 км.Это невозможно адекватно описать,
фото не передают того очарования Севера, которое имеет место в действительности.Описать можно только сам процесс.Ну что ж, извольте.
Описываю процесс перемещения, но не природу.
Итак. Старт из дома в 4.30 утра для того чтобы беспроблемно пройти участки ремонта на ярославском шоссе. В районе девяти мы в точке рандеву – заправка перед Ярославлем. Ждём остальных концессионеров, мирно сопя в две дырочки в личных апартаментах расположенных на борту нашего Патриота. Удалось поспать часа три пока наши сотоварищи прибыли к месту встречи. После сильных и дружественных рукопожатий, приклеевания наклеек мы неразрывной колонной отправляемся в путь навстречу приключениям.
Немного о составе. Участвуют два Патриота и одна Шеви-нива. У всех грязевая резина. У Патриотов небольшой лифт подвески и кое-что по мелочи. Шеви – стандарт, кроме резины. На Патрах едут –Stoljars (Константин) вместе с женой и штурманом Ириной и Домосед (Андрей) с женой Марией и детьми Михаилом и Екатериной, на Шеви - Бурхан (Сергей) с женой и штурманом Людмилой. Такой
вот немногочисленный отряд.Долго ли, коротко – миновали мы славный Ярославль, окающую Вологду, Кириллов и подтянулись к озеру Белому, на берегу которого и очень удачно заночевали.
На подходе к стоянке отличилась Шеви. От трассы вначале шёл грейдер, после грунтовка, а под конец и вовсе малозаметная колея, и приличная канава перед местом стоянки. Как оказалось после, знающие заезжают по другой дорожке и там проходят даже газели.
Там уже стоял лагерь и на утро они очень удивлялись, как мы тут оказались.
Описывать красоты природы дело неблагодарное и потому делать этого не стану.
Благополучно скоротав ночь, отправляемся в путь. Дорога в принципе хорошая, конечно местами встречаются выбоины и неровности, движение слабое. Разбитый участок начинается километров за 20 от Вытегры и представляет собой грейдер, вдрызг размолоченный автотранспортом. Дальше до Пудожа и Медвежьегорска нормальная дорога с вкраплениями заплаточных кусков разной протяжённости.
Н-да. Вытегра. Здесь происходит первая поломка. У Шеви полетел, заклинил насос ГУРа и поскольку у неё всё сидит на одном ремне, как ехать дальше – непонятно. Купить в Вытегре эту деталь оказалось невозможным, поскольку их просто нет в магазине, да к тому же был воскресный день, а значит, сервисы тоже отдыхали.
Пока мы кумекали, как выйти из положения подтянулись местные работяги. Они
то и помогли. Разобрали насос, убрали внутренности и собрали. Это дало возможность натянуть ремень и продолжить движение, но уже без ГУРа,
накачивая мышцы рук Бурхана. В такой комплектации мы добрались до
стоянки перед Медвежьегорском и заночевали на берегу Онеги после сытного
ужина и дневных треволнений.
Наутро было решено отправить Бурхана в город для починки, а нам ждать на
месте решения проблемы с ГУРом. Однако проехав ещё километров 20,
гидронасос приказал долго жить окончательно и бесповоротно. Пришлось
собирать вещи и отправляться на помощь, и поскольку нам это было сделать
проще, то мы с Ириной выехали по направлению к Медвежьегорску. Андрей
остался в лагере с семьёй до прояснения ситуации с ремонтом. Мы въехали
в город с Шеви на верёвке, на шино- монтаже узнали о чудо-механике и
добрались до его обители. Единственная незадача – данной запчасти в этом
чудном городе также не оказалось, ни в одном из трёх или четырёх его магазинах. Было решено обойтись вовсе без ГУРа, т.е. поставить более короткий ремень, который бы позволил обеспечить натяжку оного. После поисков и неоднократных поездок в одном из магазинчиков был найден ремень искомой длины, хотя и более узкий. Как показало время, он прекрасно справился с облегчённой задачей и довёз хозяина до дома.
На всех перипетиях был потерян день, но мы продолжили движение и к ночи прибыли в район Кеми, где с трудом нашли место для ночёвки на берегу водохранилища. Поужинав, мы пошли спать, ибо назавтра предстоял длинный перегон, но благо ночи уже посветлели так, что необходимости в фонарях не возникало. На следующее утро мы рванули на север. Трасса благоприятствовала быстрому движению и первую остановку мы сделали при пересечении Полярного круга. Провели фотосессию и поехали дальше. Прибыли в Мурманск. Немного покатались по окраинам, посетили магазин и пополнили продуктовые запасы,
на АЗС заполнили все имеющиеся ёмкости и баки бензином и через прекрасный
мост двинули в сторону Титовки по прекрасному асфальту. В Титовке пограничный пост, где пограничники проверили наши паспорта и пропустили через КПП.
Собственно здесь асфальт на нашем пути закончился и пошёл каменистый, в меру разбитый грейдер, на котором сразу начало потряхивать изрядно. На своём Патре я сразу сдул колёса на пару тройку десятых от шоссейной накачки, и сразу стало
более приятно перемещаться по этой дорожке. Время уже к полуночи, а светло как днём, ищем место для «ночёвки». Расположились на месте полевого лагеря оставшегося от военных, выезжающих на учения.
И это впоследствии подтвердилось ( через некоторое время по дороге прошло несколько БТРов и группа военных стала обследовать окрестные скалы и строение полуразобранной бани, они подошли и к нам представились и сказали, чтобы мы не беспокоились, это был командир полка морской пехоты, сказал скоро у них учения, надо осмотреть места).
Перед нами был залив, а за ним п-ов Средний, а ещё дальше сам Рыбачий.
Утром, после завтрака, выдвигаемся на п-ов Средний и идём по западной его
стороне на север, по нижней дороге. Грунтовка петляет и меняет качество, встречается множество бродов вполне преодолимых. Потом каменистая осыпь
ведёт прямо к берегу, к сохранившимся позициям. Каменные доты, окопы,
огневые точки и ходы сообщения – всё из камня.
Дальше в гору, наверх к артиллерийским позициям. Осмотрев и облазив всё.
что только возможно двигаемся далее на север , к Двум Братьям. Решили идти по нижней дороге, что оказалось ошибкой, так как в конце этой дороги оказалось болото, для Шеви непреодолимое, пришлось её вытягивать лебёдкой. Но и перед этим, на очередном, не знаю каком по счёту броде, Шеви заливает двигатель и глохнет. Мы встаём рядом.Общими усилиями выясняем, что последствия минимальны. Вода в фильтре, он мокрый насквозь, и далее в воздуховоде тоже вода. Выкручиваем свечи и стартером прокручиваем двигун. Из свечных отверстий фонтаном брызжет вода. Прокрутив несколько раз двигатель, оставляем его, свечи, и фильтр просохнуть минут 40-50. В это время делаем ужин и совершенствуем систему впуска Шеви,
с согласия Сергея Бурхана. Для этого разворачиваем корпус фильтра на 180 градусов в сторону салона. А также изгибаем впускной патрубок вверх к капоту, при помощи мелких камней и газовой горелки, которая по счастью нашлась у запасливого Андрея Домоседа. Корпус фильтра крепим в новом положении алюминиевой проволокой. Как показала практика на обратном пути через этот брод, вода дошла до середины капота, но даже край патрубка остался сухим. Вновь вернувшись к позициям артиллерии, пробуем пройти по верхней дороге, и упираемся в здоровенную лужу, где глубина выше забродников, т.е. см. 70-80. А значит Шеви сама не пройдёт. Дело к «ночи». Добываем «языка». Можно объехать эту лужу, но там будет дальше
неизвестно, поэтому решаем вернуться и зайти с другой стороны.Находим место стоянки, пьём крепкий чай и спим. За вечерним чаем, решаем идти сразу к
цели всего нашего путешествия, к мысу Немецкому. А поэтому утром двигаемся сразу на Рыбачий, по главной так сказать дороге. Едем через центральную часть полуострова. Дорога изобилует крупными валунами.
На встречу караван из нескольких машин с московскими номерами и в крайней встречаю знакомого Андрея, из УАЗ-МАДИ, у которого чинился зимой. Воистину мир тесен! Дорога усложняется, валуны крупнее, расстояние меж ними меньше. Вот и речушка, через неё мостик, но мостик не простой, а БМП-шный. Т.е. вместо настила лежат вверх дном два БМП без всего и колёсиков тоже и в днищах уже имеются дыры забитые камнями. Серёдки днищ продавлены и если по ним, то мостом сядешь, значит только по одному из краёв. Непросто, когда из-за высоты капота не видно куда рулить, хорошо, что мужики подправляют направление.Справились. Далее всё уже проще – грейдер, местами весьма не дурной, часть пути по полосе прилива, по песочку, и там же несколько ручьёв и речка. После направление на маяк, а от него к берегу, к камням. Было время конца отлива, по прибрежным камням выходим к воде и вот она, крайняя северная точка европейской России! 69 градусов 57 минут – показал наш прибор GPS. Основная цель достигнута.
Пока мы изучали береговые камни и купались в каменной ванне, подъехала группа из Оренбурга. Оказывается, по западному побережью Быбачьего дорога намного проще и броды мельче. По этой дороге мы и отправились, теперь уже на юг. И поскольку начался прилив, то затягивать с отправлением не стали. Миновав часть дороги по полосе прилива, отыскали стоянку и расположились на ночлег. Выпили много крепкого чаю в ознаменование нашего личного достижения, кто смог
искупался в море. Посреди ночи, когда мы уже собрались с Бурханом идти почивать, мимо проехал "Урал", который притормозил и высадил Андрея с маяка, путешествующего с канистрой крепкой и прозрачной жидкости. Естественно, что мы не могли не составить ему компанию. А на утро нас ждала дорога в Хибины и с утра ехалось тяжеловато?. Но всё проходит, прошла и усталость. После проверки пограничников в Титовке мы покатили по асфальту в сторону Мурманска. Где
собирались пополнить запасы топлива, воды? и продовольствия.В городе, в одном из универсамов мы и отоварились. Дальше на АЗС, ребята остановились на
пустынной заправке, а мы со штурманом решили доехать до роснефти, на которой уже заправлялись по пути туда. А там очередь и питерская кампания, один из ребят подошёл, и мы с ним перекинулись парой слов. Наши спутники давно заправились и ушли вперёд надо их догонять, и мы их догнали у поворота на Ловозеро и дальше шли колонной до Ревды и, не доезжая оной, заночевали в придорожном леске. Было пасмурно и в воздухе висели малюсенькие капельки воды. Сергей Бурхан сказал, что у него машину тянет вправо, решили посмотреть, что там. Ага! Погнута ось нижнего рычага и треснула дистанционная втулка там же. Извечный вопрос – ЧТО делать? Почесав «репу» и покопавшись в ЗИП-ах, нашли три червячных хомута, и стянули ими злополучную втулку. Чтобы хомуты не сползли и не раскрутились, поверх них нанесли клей типа холодной сварки. После чего мирно поужинали, выпили
крепкого чаю и завалились спать. Утро оказалось менее пасмурным, иногда проглядывало солнце. Мы вышли на дорогу к комбинату, которую нашли «взяв языка», а оттуда на грунтовку, ведущую на гору Алуайя, чтобы посмотреть на цирки Раслака, и дойти до перевала геологов.
К комбинату идёт хороший асфальт, и мы по инерции проскакиваем поворот на грунтовку. Возвращаемся к повороту и сворачиваем. С виду обычная дорожка, только она всё круче и круче. Над головой висит облако, в которое мы и въезжаем. На полпути мотор греется, останавливаюсь, заодно покурим, всё-таки 33-и колёса тяжеловато мотору. Как-никак подъём до 20% доходит местами. Едем дальше, вокруг нас не туман, но облако, видимость метров 5, не более. Мы едем не спеша, на понижайке. Высота подъёма растёт и всё ближе к заветной отметке. В конце подъёма начинается серпантин, крутимся, вот и вершина. Мы доехали до 1027 м над уровнем моря. Там довольно обширная площадка и проблем с размещением авто не возникло. Глушим моторы и разбредаемся в разные стороны, щёлкая фотоаппаратами. Перемещаемся в сторону перевала, по-прежнему вокруг наше облако и вот на несколько мгновений проглядывает солнце, усиленно щёлкаем затворами фотоаппаратов. Вот он перевал, вот цирк. Но тут, же облако снова закрыло весь обзор и скрыло перспективу от нас. Сделав общее фото, мы отправились восвояси. Спуск занял времени меньше, чем подъём. Едем назад в Ревду. Ещё раз залили все ёмкости топливом на заправке, набрали воды в городском источнике около дома культуры и, немного покрутившись по Ревде, в поисках выезда на дорогу, ведущую в посёлок Октябрьский. Поехали по асфальту в сторону другого комбината, в надежде, что там мы сможем перейти на дорогу нас интересующую. Но не тут-то было, ворота, где можно было проехать завалены огромными валунами, так что пришлось возвращаться и искать съезд на нужную дорогу раньше. Ну, вот и она – родимая?. Поначалу очень даже ничего, ну камни, что мы камней не видели, что ли? Дальше – больше. И камней и поворотов, и изгибов, и бродики, и лужи. Просто камни превратились в сады камней, когда из машины всех их не видно и самый коварный норовит вылезти в самый неподходящий момент, когда уже рулить некуда, тормозить поздно – приходиться его переезжать. Ох, и тяжко было Патрику, что уж говорить про Шеви?. Темп передвижения сразу упал, примерно до 10 км/ч. НО, Эврика! Ведь рядом совсем рядом идёт ж/д без рельсов, и там прекрасная ровная насыпь. Вот где мы поедем!
Наивные «чукотские» дети?. Да, конечно местами можно ехать почти в два раза быстрее, но в других местах! Голые шпалы и сама насыпь практически отсутствует. Так что по шпалам, опять по шпалам?. Так и идут две дороги рядом, выбирай что лучше, что по душе. И там , и там скачки, по насыпи со шпалам практически
по прямой, а по дороге сады камней и слалом?. Протяжённость этого участка что-то около 120 км и шли мы его два дня. Пропрыгав примерно половину, время и желудки сказали - на сегодня хватит. Подыскали местечко для ночёвки весьма удачно прямо на берегу Умбозеро. По дороге ещё одна мелкая неприятность – у Андрея Домоседа отвалилось верхнее крепление переднего амортизатора, сначала справа, а чуть позже и слева. И на этой стоянке ему пришлось их снять, чтобы не добить окончательно. С этой задачей он справился блестяще. А мы в это время готовили спальные места и плотный ужин. Ибо эта дорожка вымотает кого угодно и мы не исключение. После сна и завтрака вновь выходим на войну с дорогой.
Мы с моим штурманом идём первыми, за нами Андрей и крайней Шеви, поскольку с её рычагом и размером колёс ехать не получалось, а только переползать. На мой взгляд, сложней всего было Андрею – без аммов прыгать по шпалам?, застрелиться? И в одном месте, где была крайне рыхлая насыпь и высоко торчащие шпалы, его машину едва не перевернуло, после очередного подскока на шпале. Накренившись на левый борт, он остановился на грани опрокидывания. Покричали в рацию, чтобы никто не вылезал из машины. Сергей с Людмилой встали на подножку, как противовесы. Зацепил тросом, попробовал – ни хрена! Размотали лебёдку, моя машинка, как якорь, а Андрей своей лебёдкой за мою и потихоньку, потихоньку… В итоге удалось развернуть нос авто Андрея наверх в сторону центра насыпи и немного подтянуть в этом направлении. А дальше не идёт. Пробует на понижайке… и о! Чудо! Он выезжает на середину насыпи, и вытирает со лба «холодный пот»?. Всё завершилось благополучно, Ура! После перекура (их, кстати, было немало, ехать долго в таком режиме не получалось) снова шпалы, шпалы, шпалы…Мой штурман взбунтовался и пошёл пешком и шлёпал километров пять- семь, пока не остыл от тряски, а нам, куда деваться трясёмся потихоньку?. На каждом перекуре возникает вопрос - «а сколько ещё осталось до грейдера?». И вот мы уже ушли с насыпи и идём по дороге, выходим на автомост,
проезжаем гати
и через «сады камней» выходим на долгожданный грейдер. Ура! Ура?. На самом деле всё дело в ширине дороги. Если до была одна колея, то теперь две или три, что, согласитесь всё-таки попроще будет?.Долго ли, коротко ли – доехали мы до посёлка Октябрьского. От него говорят, асфальт есть до Апатитов и дальше! И пока мы на этот самый асфальт не выехали, честно говоря не верилось в него?. В октябрьском у нас был получасовой перекур, где мы с удовольствием расположились на травке. В этой точке маршрута нам пришлось его скорректировать, в связи с необходимостью ремонта машины Андрея. Взяли курс на Апатиты в надежде там найти ремонт и ночлег.Домосед принял решение ехать в город в гостиницу, с тем, чтобы, оставив семью в «нумерах», с утра заняться ремонтом авто. А мы нашли недурственное местечко близ речки Айкуавенйок, где и провели вечер и следующее утро. После завтрака выдвигаемся в город, связь с Андреем по сотовой, он уже чинится и это хорошо! У нас получается днёвка, ищем новую стоянку на берегу озера Имандра и, конечно же, находим отличное место.
Устраиваем лагерь, готовим еду, употребляем разные напитки, осматриваем на машинки. У Сергея всё без изменений, рычаг на месте, втулка на месте, надо только подкрутить рулевую тягу, чтобы не сожрало резину по пути до дому, чем он и занялся, после купания в озере. У моей машинки оказался в наличии люфт шкворней, который был успешно ликвидирован в течение некоторого времени. Так перемежая дела и пиво, мы плавно перешли к ужину и крепкому чаю?. На следующее утро наша компания в полном составе вновь устремилась к следующей цели – мысу Ажепнаволок, что на Онеге. Вышли на М18 и ломанулись до Медвежьегорска, по пути ничего интересного не случилось, мы благополучно добрались до города. Посетив магазины и АЗС, выходим местную дорогу и движемся к мысу. В самом конце пути началась грунтовка, переходящая в колею, прорубленную кем-то в сплошных зарослях лиственного подроста. Стволы толщиной, максимум с руку, стоят совсем рядом и так близко, что даже пешком протиснуться меж ними проблематично.Как-то не верилось, что там, в конце нас ждёт хорошая стоянка и озеро, но так случилось, место оказалось не просто хорошим, а почти идеальным, для отдыха уставших путников.
Здесь мы отдыхали, купались загорали целых три дня.
В середине третьего дня стало пасмурно, и было решено двигаться к дому.
Свернули лагерь, вновь по сказочной дорожке выходим через Медвежьегорск на Р5. И по ней до темноты успеваем добраться до Ковжозера, где и ночуем.
Рядом стояли рыбаки из Вытегры, которые пригласили нас на уху, за что им земной поклон. Ушица была – объеденье!Наутро марш до Москвы, через Вологду и Ярославль. Казалось бы больше никаких сюрпризов не предвидится, но не тут-то было. Вечерело, идём по объездной дороге вокруг Ярославля и перед самым выходом на московское направление. Сергей по рации сообщает, что у Андрея какой-то дымок сзади нехороший. Тут же тормозим, смотрим. Под капотом вроде всё чинно и благородно. А вот – ремень слетел. Ищем причину. Всё банально – накрылся ролик ремня, заклинил подшипник, а пластмасса расплавилась – отсюда и дымок. Ролик запасной у Андрея имелся, ремень остался цел, так что оставалось всё поставить на место и продолжить движение. За пару часов мы с этим справились и на этом наши приключения в этом путешествии закончились. В начале ночи мы прибыли в Москву и расстались до новых путешествий и приключений.
И в заключение темы немного статистики. Бензину спалил примерно 603 литра, это по чекам АЗС (кстати, борткомп показал тот же результат), на сумму 15800 рублей, минимальная цена за литр 24.9 руб., макс. -28.9 руб, где и на каких заправках уже не скажу - не помню, а записать не догадался. Всего проехали, по моим данным, 4735 км. Таким образом средний расход за поездку составил12,73 литра на 100 км.
Думаю совсем неплохо А всего поездка обошлась, ну если скромненько так - 26-28 тысяч рублей на 14 дней. не шикарно, но и не голодали.
Здесь фото Андрея ("Домосед"): https://picasaweb.google.com/1073016844 ... directlink
Здесь можно скачать архив с треками и путевыми точками:
http://narod.ru/disk/35951053001/%D0%9A ... 9.rar.html
За сим разрешите откланяться, а коли возникнут вопросы спрашивайте.
Москва-Озеро Белое-Пудож-Онега-Медвежьегорск-Кемь-Мурманск-Рыбачий-мыс Немецкий-Мурманск-Ревда-Октябрьский-Аппатиты-Медвежьегорск-Ажепнаволок-Ковжозеро-Москва. Пробег порядка 4700 км.Это невозможно адекватно описать,
фото не передают того очарования Севера, которое имеет место в действительности.Описать можно только сам процесс.Ну что ж, извольте.
Описываю процесс перемещения, но не природу.
Итак. Старт из дома в 4.30 утра для того чтобы беспроблемно пройти участки ремонта на ярославском шоссе. В районе девяти мы в точке рандеву – заправка перед Ярославлем. Ждём остальных концессионеров, мирно сопя в две дырочки в личных апартаментах расположенных на борту нашего Патриота. Удалось поспать часа три пока наши сотоварищи прибыли к месту встречи. После сильных и дружественных рукопожатий, приклеевания наклеек мы неразрывной колонной отправляемся в путь навстречу приключениям.
Немного о составе. Участвуют два Патриота и одна Шеви-нива. У всех грязевая резина. У Патриотов небольшой лифт подвески и кое-что по мелочи. Шеви – стандарт, кроме резины. На Патрах едут –Stoljars (Константин) вместе с женой и штурманом Ириной и Домосед (Андрей) с женой Марией и детьми Михаилом и Екатериной, на Шеви - Бурхан (Сергей) с женой и штурманом Людмилой. Такой
вот немногочисленный отряд.Долго ли, коротко – миновали мы славный Ярославль, окающую Вологду, Кириллов и подтянулись к озеру Белому, на берегу которого и очень удачно заночевали.
На подходе к стоянке отличилась Шеви. От трассы вначале шёл грейдер, после грунтовка, а под конец и вовсе малозаметная колея, и приличная канава перед местом стоянки. Как оказалось после, знающие заезжают по другой дорожке и там проходят даже газели.
Там уже стоял лагерь и на утро они очень удивлялись, как мы тут оказались.
Описывать красоты природы дело неблагодарное и потому делать этого не стану.
Благополучно скоротав ночь, отправляемся в путь. Дорога в принципе хорошая, конечно местами встречаются выбоины и неровности, движение слабое. Разбитый участок начинается километров за 20 от Вытегры и представляет собой грейдер, вдрызг размолоченный автотранспортом. Дальше до Пудожа и Медвежьегорска нормальная дорога с вкраплениями заплаточных кусков разной протяжённости.
Н-да. Вытегра. Здесь происходит первая поломка. У Шеви полетел, заклинил насос ГУРа и поскольку у неё всё сидит на одном ремне, как ехать дальше – непонятно. Купить в Вытегре эту деталь оказалось невозможным, поскольку их просто нет в магазине, да к тому же был воскресный день, а значит, сервисы тоже отдыхали.
Пока мы кумекали, как выйти из положения подтянулись местные работяги. Они
то и помогли. Разобрали насос, убрали внутренности и собрали. Это дало возможность натянуть ремень и продолжить движение, но уже без ГУРа,
накачивая мышцы рук Бурхана. В такой комплектации мы добрались до
стоянки перед Медвежьегорском и заночевали на берегу Онеги после сытного
ужина и дневных треволнений.
Наутро было решено отправить Бурхана в город для починки, а нам ждать на
месте решения проблемы с ГУРом. Однако проехав ещё километров 20,
гидронасос приказал долго жить окончательно и бесповоротно. Пришлось
собирать вещи и отправляться на помощь, и поскольку нам это было сделать
проще, то мы с Ириной выехали по направлению к Медвежьегорску. Андрей
остался в лагере с семьёй до прояснения ситуации с ремонтом. Мы въехали
в город с Шеви на верёвке, на шино- монтаже узнали о чудо-механике и
добрались до его обители. Единственная незадача – данной запчасти в этом
чудном городе также не оказалось, ни в одном из трёх или четырёх его магазинах. Было решено обойтись вовсе без ГУРа, т.е. поставить более короткий ремень, который бы позволил обеспечить натяжку оного. После поисков и неоднократных поездок в одном из магазинчиков был найден ремень искомой длины, хотя и более узкий. Как показало время, он прекрасно справился с облегчённой задачей и довёз хозяина до дома.
На всех перипетиях был потерян день, но мы продолжили движение и к ночи прибыли в район Кеми, где с трудом нашли место для ночёвки на берегу водохранилища. Поужинав, мы пошли спать, ибо назавтра предстоял длинный перегон, но благо ночи уже посветлели так, что необходимости в фонарях не возникало. На следующее утро мы рванули на север. Трасса благоприятствовала быстрому движению и первую остановку мы сделали при пересечении Полярного круга. Провели фотосессию и поехали дальше. Прибыли в Мурманск. Немного покатались по окраинам, посетили магазин и пополнили продуктовые запасы,
на АЗС заполнили все имеющиеся ёмкости и баки бензином и через прекрасный
мост двинули в сторону Титовки по прекрасному асфальту. В Титовке пограничный пост, где пограничники проверили наши паспорта и пропустили через КПП.
Собственно здесь асфальт на нашем пути закончился и пошёл каменистый, в меру разбитый грейдер, на котором сразу начало потряхивать изрядно. На своём Патре я сразу сдул колёса на пару тройку десятых от шоссейной накачки, и сразу стало
более приятно перемещаться по этой дорожке. Время уже к полуночи, а светло как днём, ищем место для «ночёвки». Расположились на месте полевого лагеря оставшегося от военных, выезжающих на учения.
И это впоследствии подтвердилось ( через некоторое время по дороге прошло несколько БТРов и группа военных стала обследовать окрестные скалы и строение полуразобранной бани, они подошли и к нам представились и сказали, чтобы мы не беспокоились, это был командир полка морской пехоты, сказал скоро у них учения, надо осмотреть места).
Перед нами был залив, а за ним п-ов Средний, а ещё дальше сам Рыбачий.
Утром, после завтрака, выдвигаемся на п-ов Средний и идём по западной его
стороне на север, по нижней дороге. Грунтовка петляет и меняет качество, встречается множество бродов вполне преодолимых. Потом каменистая осыпь
ведёт прямо к берегу, к сохранившимся позициям. Каменные доты, окопы,
огневые точки и ходы сообщения – всё из камня.
Дальше в гору, наверх к артиллерийским позициям. Осмотрев и облазив всё.
что только возможно двигаемся далее на север , к Двум Братьям. Решили идти по нижней дороге, что оказалось ошибкой, так как в конце этой дороги оказалось болото, для Шеви непреодолимое, пришлось её вытягивать лебёдкой. Но и перед этим, на очередном, не знаю каком по счёту броде, Шеви заливает двигатель и глохнет. Мы встаём рядом.Общими усилиями выясняем, что последствия минимальны. Вода в фильтре, он мокрый насквозь, и далее в воздуховоде тоже вода. Выкручиваем свечи и стартером прокручиваем двигун. Из свечных отверстий фонтаном брызжет вода. Прокрутив несколько раз двигатель, оставляем его, свечи, и фильтр просохнуть минут 40-50. В это время делаем ужин и совершенствуем систему впуска Шеви,
с согласия Сергея Бурхана. Для этого разворачиваем корпус фильтра на 180 градусов в сторону салона. А также изгибаем впускной патрубок вверх к капоту, при помощи мелких камней и газовой горелки, которая по счастью нашлась у запасливого Андрея Домоседа. Корпус фильтра крепим в новом положении алюминиевой проволокой. Как показала практика на обратном пути через этот брод, вода дошла до середины капота, но даже край патрубка остался сухим. Вновь вернувшись к позициям артиллерии, пробуем пройти по верхней дороге, и упираемся в здоровенную лужу, где глубина выше забродников, т.е. см. 70-80. А значит Шеви сама не пройдёт. Дело к «ночи». Добываем «языка». Можно объехать эту лужу, но там будет дальше
неизвестно, поэтому решаем вернуться и зайти с другой стороны.Находим место стоянки, пьём крепкий чай и спим. За вечерним чаем, решаем идти сразу к
цели всего нашего путешествия, к мысу Немецкому. А поэтому утром двигаемся сразу на Рыбачий, по главной так сказать дороге. Едем через центральную часть полуострова. Дорога изобилует крупными валунами.
На встречу караван из нескольких машин с московскими номерами и в крайней встречаю знакомого Андрея, из УАЗ-МАДИ, у которого чинился зимой. Воистину мир тесен! Дорога усложняется, валуны крупнее, расстояние меж ними меньше. Вот и речушка, через неё мостик, но мостик не простой, а БМП-шный. Т.е. вместо настила лежат вверх дном два БМП без всего и колёсиков тоже и в днищах уже имеются дыры забитые камнями. Серёдки днищ продавлены и если по ним, то мостом сядешь, значит только по одному из краёв. Непросто, когда из-за высоты капота не видно куда рулить, хорошо, что мужики подправляют направление.Справились. Далее всё уже проще – грейдер, местами весьма не дурной, часть пути по полосе прилива, по песочку, и там же несколько ручьёв и речка. После направление на маяк, а от него к берегу, к камням. Было время конца отлива, по прибрежным камням выходим к воде и вот она, крайняя северная точка европейской России! 69 градусов 57 минут – показал наш прибор GPS. Основная цель достигнута.
Пока мы изучали береговые камни и купались в каменной ванне, подъехала группа из Оренбурга. Оказывается, по западному побережью Быбачьего дорога намного проще и броды мельче. По этой дороге мы и отправились, теперь уже на юг. И поскольку начался прилив, то затягивать с отправлением не стали. Миновав часть дороги по полосе прилива, отыскали стоянку и расположились на ночлег. Выпили много крепкого чаю в ознаменование нашего личного достижения, кто смог
искупался в море. Посреди ночи, когда мы уже собрались с Бурханом идти почивать, мимо проехал "Урал", который притормозил и высадил Андрея с маяка, путешествующего с канистрой крепкой и прозрачной жидкости. Естественно, что мы не могли не составить ему компанию. А на утро нас ждала дорога в Хибины и с утра ехалось тяжеловато?. Но всё проходит, прошла и усталость. После проверки пограничников в Титовке мы покатили по асфальту в сторону Мурманска. Где
собирались пополнить запасы топлива, воды? и продовольствия.В городе, в одном из универсамов мы и отоварились. Дальше на АЗС, ребята остановились на
пустынной заправке, а мы со штурманом решили доехать до роснефти, на которой уже заправлялись по пути туда. А там очередь и питерская кампания, один из ребят подошёл, и мы с ним перекинулись парой слов. Наши спутники давно заправились и ушли вперёд надо их догонять, и мы их догнали у поворота на Ловозеро и дальше шли колонной до Ревды и, не доезжая оной, заночевали в придорожном леске. Было пасмурно и в воздухе висели малюсенькие капельки воды. Сергей Бурхан сказал, что у него машину тянет вправо, решили посмотреть, что там. Ага! Погнута ось нижнего рычага и треснула дистанционная втулка там же. Извечный вопрос – ЧТО делать? Почесав «репу» и покопавшись в ЗИП-ах, нашли три червячных хомута, и стянули ими злополучную втулку. Чтобы хомуты не сползли и не раскрутились, поверх них нанесли клей типа холодной сварки. После чего мирно поужинали, выпили
крепкого чаю и завалились спать. Утро оказалось менее пасмурным, иногда проглядывало солнце. Мы вышли на дорогу к комбинату, которую нашли «взяв языка», а оттуда на грунтовку, ведущую на гору Алуайя, чтобы посмотреть на цирки Раслака, и дойти до перевала геологов.
К комбинату идёт хороший асфальт, и мы по инерции проскакиваем поворот на грунтовку. Возвращаемся к повороту и сворачиваем. С виду обычная дорожка, только она всё круче и круче. Над головой висит облако, в которое мы и въезжаем. На полпути мотор греется, останавливаюсь, заодно покурим, всё-таки 33-и колёса тяжеловато мотору. Как-никак подъём до 20% доходит местами. Едем дальше, вокруг нас не туман, но облако, видимость метров 5, не более. Мы едем не спеша, на понижайке. Высота подъёма растёт и всё ближе к заветной отметке. В конце подъёма начинается серпантин, крутимся, вот и вершина. Мы доехали до 1027 м над уровнем моря. Там довольно обширная площадка и проблем с размещением авто не возникло. Глушим моторы и разбредаемся в разные стороны, щёлкая фотоаппаратами. Перемещаемся в сторону перевала, по-прежнему вокруг наше облако и вот на несколько мгновений проглядывает солнце, усиленно щёлкаем затворами фотоаппаратов. Вот он перевал, вот цирк. Но тут, же облако снова закрыло весь обзор и скрыло перспективу от нас. Сделав общее фото, мы отправились восвояси. Спуск занял времени меньше, чем подъём. Едем назад в Ревду. Ещё раз залили все ёмкости топливом на заправке, набрали воды в городском источнике около дома культуры и, немного покрутившись по Ревде, в поисках выезда на дорогу, ведущую в посёлок Октябрьский. Поехали по асфальту в сторону другого комбината, в надежде, что там мы сможем перейти на дорогу нас интересующую. Но не тут-то было, ворота, где можно было проехать завалены огромными валунами, так что пришлось возвращаться и искать съезд на нужную дорогу раньше. Ну, вот и она – родимая?. Поначалу очень даже ничего, ну камни, что мы камней не видели, что ли? Дальше – больше. И камней и поворотов, и изгибов, и бродики, и лужи. Просто камни превратились в сады камней, когда из машины всех их не видно и самый коварный норовит вылезти в самый неподходящий момент, когда уже рулить некуда, тормозить поздно – приходиться его переезжать. Ох, и тяжко было Патрику, что уж говорить про Шеви?. Темп передвижения сразу упал, примерно до 10 км/ч. НО, Эврика! Ведь рядом совсем рядом идёт ж/д без рельсов, и там прекрасная ровная насыпь. Вот где мы поедем!
Наивные «чукотские» дети?. Да, конечно местами можно ехать почти в два раза быстрее, но в других местах! Голые шпалы и сама насыпь практически отсутствует. Так что по шпалам, опять по шпалам?. Так и идут две дороги рядом, выбирай что лучше, что по душе. И там , и там скачки, по насыпи со шпалам практически
по прямой, а по дороге сады камней и слалом?. Протяжённость этого участка что-то около 120 км и шли мы его два дня. Пропрыгав примерно половину, время и желудки сказали - на сегодня хватит. Подыскали местечко для ночёвки весьма удачно прямо на берегу Умбозеро. По дороге ещё одна мелкая неприятность – у Андрея Домоседа отвалилось верхнее крепление переднего амортизатора, сначала справа, а чуть позже и слева. И на этой стоянке ему пришлось их снять, чтобы не добить окончательно. С этой задачей он справился блестяще. А мы в это время готовили спальные места и плотный ужин. Ибо эта дорожка вымотает кого угодно и мы не исключение. После сна и завтрака вновь выходим на войну с дорогой.
Мы с моим штурманом идём первыми, за нами Андрей и крайней Шеви, поскольку с её рычагом и размером колёс ехать не получалось, а только переползать. На мой взгляд, сложней всего было Андрею – без аммов прыгать по шпалам?, застрелиться? И в одном месте, где была крайне рыхлая насыпь и высоко торчащие шпалы, его машину едва не перевернуло, после очередного подскока на шпале. Накренившись на левый борт, он остановился на грани опрокидывания. Покричали в рацию, чтобы никто не вылезал из машины. Сергей с Людмилой встали на подножку, как противовесы. Зацепил тросом, попробовал – ни хрена! Размотали лебёдку, моя машинка, как якорь, а Андрей своей лебёдкой за мою и потихоньку, потихоньку… В итоге удалось развернуть нос авто Андрея наверх в сторону центра насыпи и немного подтянуть в этом направлении. А дальше не идёт. Пробует на понижайке… и о! Чудо! Он выезжает на середину насыпи, и вытирает со лба «холодный пот»?. Всё завершилось благополучно, Ура! После перекура (их, кстати, было немало, ехать долго в таком режиме не получалось) снова шпалы, шпалы, шпалы…Мой штурман взбунтовался и пошёл пешком и шлёпал километров пять- семь, пока не остыл от тряски, а нам, куда деваться трясёмся потихоньку?. На каждом перекуре возникает вопрос - «а сколько ещё осталось до грейдера?». И вот мы уже ушли с насыпи и идём по дороге, выходим на автомост,
проезжаем гати
и через «сады камней» выходим на долгожданный грейдер. Ура! Ура?. На самом деле всё дело в ширине дороги. Если до была одна колея, то теперь две или три, что, согласитесь всё-таки попроще будет?.Долго ли, коротко ли – доехали мы до посёлка Октябрьского. От него говорят, асфальт есть до Апатитов и дальше! И пока мы на этот самый асфальт не выехали, честно говоря не верилось в него?. В октябрьском у нас был получасовой перекур, где мы с удовольствием расположились на травке. В этой точке маршрута нам пришлось его скорректировать, в связи с необходимостью ремонта машины Андрея. Взяли курс на Апатиты в надежде там найти ремонт и ночлег.Домосед принял решение ехать в город в гостиницу, с тем, чтобы, оставив семью в «нумерах», с утра заняться ремонтом авто. А мы нашли недурственное местечко близ речки Айкуавенйок, где и провели вечер и следующее утро. После завтрака выдвигаемся в город, связь с Андреем по сотовой, он уже чинится и это хорошо! У нас получается днёвка, ищем новую стоянку на берегу озера Имандра и, конечно же, находим отличное место.
Устраиваем лагерь, готовим еду, употребляем разные напитки, осматриваем на машинки. У Сергея всё без изменений, рычаг на месте, втулка на месте, надо только подкрутить рулевую тягу, чтобы не сожрало резину по пути до дому, чем он и занялся, после купания в озере. У моей машинки оказался в наличии люфт шкворней, который был успешно ликвидирован в течение некоторого времени. Так перемежая дела и пиво, мы плавно перешли к ужину и крепкому чаю?. На следующее утро наша компания в полном составе вновь устремилась к следующей цели – мысу Ажепнаволок, что на Онеге. Вышли на М18 и ломанулись до Медвежьегорска, по пути ничего интересного не случилось, мы благополучно добрались до города. Посетив магазины и АЗС, выходим местную дорогу и движемся к мысу. В самом конце пути началась грунтовка, переходящая в колею, прорубленную кем-то в сплошных зарослях лиственного подроста. Стволы толщиной, максимум с руку, стоят совсем рядом и так близко, что даже пешком протиснуться меж ними проблематично.Как-то не верилось, что там, в конце нас ждёт хорошая стоянка и озеро, но так случилось, место оказалось не просто хорошим, а почти идеальным, для отдыха уставших путников.
Здесь мы отдыхали, купались загорали целых три дня.
В середине третьего дня стало пасмурно, и было решено двигаться к дому.
Свернули лагерь, вновь по сказочной дорожке выходим через Медвежьегорск на Р5. И по ней до темноты успеваем добраться до Ковжозера, где и ночуем.
Рядом стояли рыбаки из Вытегры, которые пригласили нас на уху, за что им земной поклон. Ушица была – объеденье!Наутро марш до Москвы, через Вологду и Ярославль. Казалось бы больше никаких сюрпризов не предвидится, но не тут-то было. Вечерело, идём по объездной дороге вокруг Ярославля и перед самым выходом на московское направление. Сергей по рации сообщает, что у Андрея какой-то дымок сзади нехороший. Тут же тормозим, смотрим. Под капотом вроде всё чинно и благородно. А вот – ремень слетел. Ищем причину. Всё банально – накрылся ролик ремня, заклинил подшипник, а пластмасса расплавилась – отсюда и дымок. Ролик запасной у Андрея имелся, ремень остался цел, так что оставалось всё поставить на место и продолжить движение. За пару часов мы с этим справились и на этом наши приключения в этом путешествии закончились. В начале ночи мы прибыли в Москву и расстались до новых путешествий и приключений.
И в заключение темы немного статистики. Бензину спалил примерно 603 литра, это по чекам АЗС (кстати, борткомп показал тот же результат), на сумму 15800 рублей, минимальная цена за литр 24.9 руб., макс. -28.9 руб, где и на каких заправках уже не скажу - не помню, а записать не догадался. Всего проехали, по моим данным, 4735 км. Таким образом средний расход за поездку составил12,73 литра на 100 км.
Думаю совсем неплохо А всего поездка обошлась, ну если скромненько так - 26-28 тысяч рублей на 14 дней. не шикарно, но и не голодали.
Здесь фото Андрея ("Домосед"): https://picasaweb.google.com/1073016844 ... directlink
Здесь можно скачать архив с треками и путевыми точками:
http://narod.ru/disk/35951053001/%D0%9A ... 9.rar.html
За сим разрешите откланяться, а коли возникнут вопросы спрашивайте.
УАЗ-3163, Yosan Excalibur (от Петра),RM KL 300
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
- FEDOR
- KiloWatt
- Сообщения: 1728
- Зарегистрирован: Пн авг 18, 2008 12:23
- Город: Санкт Петербург
- Страна: Россия
- Откуда: Санкт-Петербург, м. Московская; ЛО, п. Токсово
Re: Заполярье 2011
Stoljars
Мы всегда рады людям, которые делятся своими впечатлениями о поездках.
Но не всегда всем удобно переходить по ссылкам ( как в Вашем случае). Пожалуйста оформите Ваш отчет соответствующим образом. Выложите фото с комментариями, опишите те моменты которые считаете наиболее интересными.
Треки, кстати, можно выложить именно в виде ссылки.
Мы всегда рады людям, которые делятся своими впечатлениями о поездках.
Но не всегда всем удобно переходить по ссылкам ( как в Вашем случае). Пожалуйста оформите Ваш отчет соответствующим образом. Выложите фото с комментариями, опишите те моменты которые считаете наиболее интересными.
Треки, кстати, можно выложить именно в виде ссылки.
Александр UB1ABP
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
- FEDOR
- KiloWatt
- Сообщения: 1728
- Зарегистрирован: Пн авг 18, 2008 12:23
- Город: Санкт Петербург
- Страна: Россия
- Откуда: Санкт-Петербург, м. Московская; ЛО, п. Токсово
Re: Заполярье 2011
jonskiy
Завидую по-белому!
Завидую по-белому!
Александр UB1ABP
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
- Stoljars
- 500 mWatt
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Сб ноя 13, 2010 2:27
- Город: Москва
- Страна: Россия
- Откуда: Москва, Солнцево.
Re: Заполярье 2011
Спасибо, понял. Сделаю.FEDOR писал(а):Stoljars
Пожалуйста оформите Ваш отчет соответствующим образом. Выложите фото с комментариями, опишите те моменты которые считаете наиболее интересными.
Треки, кстати, можно выложить именно в виде ссылки.
УАЗ-3163, Yosan Excalibur (от Петра),RM KL 300
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
- FEDOR
- KiloWatt
- Сообщения: 1728
- Зарегистрирован: Пн авг 18, 2008 12:23
- Город: Санкт Петербург
- Страна: Россия
- Откуда: Санкт-Петербург, м. Московская; ЛО, п. Токсово
Re: Заполярье 2011
Отчет выложен в начало темы и подредактирован с разрешения Stoljars.
Александр UB1ABP
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
м.т. +7(911)2211160
Теория - это знания миллионов людей
выраженные в сжатой форме.
Участник "Клуба четвертованных"
- 197903
- 5 Watt
- Сообщения: 75
- Зарегистрирован: Вт фев 17, 2009 17:35
- Город: Люберцы
- Страна: Россия
- Откуда: Люберцы
- Контактная информация:
Re: Заполярье 2011
Спасибо за отчёт! Очень понравилось!
Американский форум - Задаёшь вопрос,потом тебе отвечают.
Израильский форум - Задаёшь вопрос,потом тебе задают вопрос.
Русский форум - Задаёшь вопрос,потом тебе долго расказывают какой ты чудак на букву М.
Израильский форум - Задаёшь вопрос,потом тебе задают вопрос.
Русский форум - Задаёшь вопрос,потом тебе долго расказывают какой ты чудак на букву М.
- Stoljars
- 500 mWatt
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Сб ноя 13, 2010 2:27
- Город: Москва
- Страна: Россия
- Откуда: Москва, Солнцево.
Re: Заполярье 2011
Благодарю.197903 писал(а):Спасибо за отчёт! Очень понравилось!
УАЗ-3163, Yosan Excalibur (от Петра),RM KL 300
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
- Victor51
- 100 Watt
- Сообщения: 361
- Зарегистрирован: Пн май 10, 2010 11:41
- Город: г. Тверь
- Страна: Россия
- Откуда: г. Тверь, пос. Эммаусc
- Контактная информация:
Re: Заполярье 2011
Stoljars, Спасибо за отчёт! Очень понравилось!
Я сам люблю путешествовать, но только там, где есть хорошая дорога.
Я сам люблю путешествовать, но только там, где есть хорошая дорога.
----< С уважением Виктор >----
Позывной на Ci-Bi диаппазоне: - ФАЗАН
На КВ и УКВ в диапазоне: - R3IAM
Позывной на Ci-Bi диаппазоне: - ФАЗАН
На КВ и УКВ в диапазоне: - R3IAM
- Stoljars
- 500 mWatt
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: Сб ноя 13, 2010 2:27
- Город: Москва
- Страна: Россия
- Откуда: Москва, Солнцево.
Re: Заполярье 2011
Для нас дорога там, где можно проехать
УАЗ-3163, Yosan Excalibur (от Петра),RM KL 300
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
(доработан). "Четверть" (от Петра). FT-857D (мобильная база, делаю)
КВ, УКВ R2ABJ
Всё,что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей - не видна.(О.Х.)
Re: Заполярье 2011
Отчет замечательный.! Молодцы. В следующий раз, посетите ботанический сад в Кировске. Вы были буквально в 15 километрах от него. Не пожалеете, сам с семьёй практически каждый год там бываю