Любителям полазать по бездорожью, или немного о компромиссах
Модератор: Techic
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
Любителям полазать по бездорожью, или немного о компромиссах
Собственно, проблема стояла давно: как заставить сибишку надежно работать на машинах любителей полазать по бездорожью? Крутил в голове не один месяц, да, вобщем, и люди помогали, благо с внедорожных форумов у меня ставятся очень часто. Техническое задание формулируется следующим образом: как защитить антенну от механического повреждения и не потерять при этом ее эффективность?
Вариантов было несколько. Один из них - устанавливать антенну на экспедиционный багажник, при этом немного "утопив" поверхность, в которую ставится антенна, - например, ниже защиты "люстры", так чтобы ветви деревьев проходили выше катушки согласования и съезжали по штырю, способному деформироваться без разрушения. С точки зрения электрических характеристик антенны данный способ установки, наверное, лучший для внедорожников (потери в элементах багажника и защиты "люстры" невелики), но есть два существенных недостатка:
1. Для корректной работы антенны и отсутствия наводок экспедиционный багажник должен всеми точками крепления к кузову иметь с ним и электрический контакт. Ну, хотя бы четырьмя угловыми точками (если же антенна ставится в крышу, а экспедиционный багажник является для нее не более чем механической защитой, во многих случаях это правило выполнять не обязательно).
2. Даже весьма прочные механически антенны АТ 73 и Turbo 2001 необходимо защищать от удара об толстые ветки на высоте не меньше, чем хотя бы 50 см от поверхности установки. В противном случае механическое разрушение антенны неизбежно. Защита "люстры" этой высоты не перекрывает...
Рассматривался и другой вариант: устанавливать антенну на задней стойке на некоем кронштейне произвольной конструкции, «утопив» поверхность установки антенны ниже крыши/багажника на искомых 50 сантиметров. Этот вариант, на мой взгляд, заведомо проигрывая предыдущему по эффективности работы антенны процентов на 15-20 по дальности при прочих равных условиях (потери в стойке), не то чтобы выигрывает и механически. Ветка дерева, поднявшаяся по "лианнику" и прокатившаяся вдоль крыши машины, будет попадать в "паз" между стойкой и антенной, выламывая последнюю при дальнейшем движении машины вперед. Этот вариант установки мне кажется неудачным.
Куда более механически надежен способ установки антенны на передний бампер с таким расчетом, чтобы точка установки была спрятана вместе с катушкой согласования за его силовые элементы, тогда при встрече с крупной веткой бампер примет ее на себя, а далее изгиб штыря возможен, разве что, выше капота вдоль "лианников". Но если искомые 50 см, плюс-минус лапоть, и будут выдерживаться, остается "сущая мелочь" в виде потерь электрических характеристик антенны в 35-50% по дальности при прочих равных условиях против установки в крышу. По моему мнению, это более чем существенно.
Остается еще один вариант: установка антенны под "лианник" в крыло. Механически антенна получается приемлемо защищена, а потери электрических характеристик я оцениваю в 20-25% по дальности при прочих равных условиях.
Так и была поставлена антенна на нижеприведенных фотографиях, которые любезно позволила сделать г-жа Mataranka, зарегистрированная на форуме "4x4tyr" под ником Anya D2:
Заканчивать эту установку пришлось под проливным дождем, поэтому фотографии конечного результата получились неидеальными, но основные моменты просматриваются достаточно неплохо:
Антенну в нижней ее части пришлось немного отклонить от вертикали в сторону продольной оси машины, дабы предотвратить касание штырем "лианника", а штырь изогнуть до вертикального положения напротив него. АТ 73 была выбрана по той причине, что шлицы соединения "удочки" с основанием обеспечивают более надежную фиксацию антенны в наклоненном состоянии, чем посадка "на конус" аналогичного узла Turbo 2001.
Конечно, при данном способе установки антенны дальностью уверенной связи пришлось немного пожертвовать в угоду механической прочности/надежности конструкции, но думаю, это неизбежный компромисс.
Полагаю, что вышеописанный метод установки антенны гражданского диапазона на внедорожники можно считать оптимальным и рекомендовать для повторения.
P.S. Анна, еще раз большое спасибо!
Вариантов было несколько. Один из них - устанавливать антенну на экспедиционный багажник, при этом немного "утопив" поверхность, в которую ставится антенна, - например, ниже защиты "люстры", так чтобы ветви деревьев проходили выше катушки согласования и съезжали по штырю, способному деформироваться без разрушения. С точки зрения электрических характеристик антенны данный способ установки, наверное, лучший для внедорожников (потери в элементах багажника и защиты "люстры" невелики), но есть два существенных недостатка:
1. Для корректной работы антенны и отсутствия наводок экспедиционный багажник должен всеми точками крепления к кузову иметь с ним и электрический контакт. Ну, хотя бы четырьмя угловыми точками (если же антенна ставится в крышу, а экспедиционный багажник является для нее не более чем механической защитой, во многих случаях это правило выполнять не обязательно).
2. Даже весьма прочные механически антенны АТ 73 и Turbo 2001 необходимо защищать от удара об толстые ветки на высоте не меньше, чем хотя бы 50 см от поверхности установки. В противном случае механическое разрушение антенны неизбежно. Защита "люстры" этой высоты не перекрывает...
Рассматривался и другой вариант: устанавливать антенну на задней стойке на некоем кронштейне произвольной конструкции, «утопив» поверхность установки антенны ниже крыши/багажника на искомых 50 сантиметров. Этот вариант, на мой взгляд, заведомо проигрывая предыдущему по эффективности работы антенны процентов на 15-20 по дальности при прочих равных условиях (потери в стойке), не то чтобы выигрывает и механически. Ветка дерева, поднявшаяся по "лианнику" и прокатившаяся вдоль крыши машины, будет попадать в "паз" между стойкой и антенной, выламывая последнюю при дальнейшем движении машины вперед. Этот вариант установки мне кажется неудачным.
Куда более механически надежен способ установки антенны на передний бампер с таким расчетом, чтобы точка установки была спрятана вместе с катушкой согласования за его силовые элементы, тогда при встрече с крупной веткой бампер примет ее на себя, а далее изгиб штыря возможен, разве что, выше капота вдоль "лианников". Но если искомые 50 см, плюс-минус лапоть, и будут выдерживаться, остается "сущая мелочь" в виде потерь электрических характеристик антенны в 35-50% по дальности при прочих равных условиях против установки в крышу. По моему мнению, это более чем существенно.
Остается еще один вариант: установка антенны под "лианник" в крыло. Механически антенна получается приемлемо защищена, а потери электрических характеристик я оцениваю в 20-25% по дальности при прочих равных условиях.
Так и была поставлена антенна на нижеприведенных фотографиях, которые любезно позволила сделать г-жа Mataranka, зарегистрированная на форуме "4x4tyr" под ником Anya D2:
Заканчивать эту установку пришлось под проливным дождем, поэтому фотографии конечного результата получились неидеальными, но основные моменты просматриваются достаточно неплохо:
Антенну в нижней ее части пришлось немного отклонить от вертикали в сторону продольной оси машины, дабы предотвратить касание штырем "лианника", а штырь изогнуть до вертикального положения напротив него. АТ 73 была выбрана по той причине, что шлицы соединения "удочки" с основанием обеспечивают более надежную фиксацию антенны в наклоненном состоянии, чем посадка "на конус" аналогичного узла Turbo 2001.
Конечно, при данном способе установки антенны дальностью уверенной связи пришлось немного пожертвовать в угоду механической прочности/надежности конструкции, но думаю, это неизбежный компромисс.
Полагаю, что вышеописанный метод установки антенны гражданского диапазона на внедорожники можно считать оптимальным и рекомендовать для повторения.
P.S. Анна, еще раз большое спасибо!
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
- levsha
- KiloWatt
- Сообщения: 5582
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:53
- Город: Челябинск
- Страна: Россия
Не пинайте сразу - рассуждаю, как механик:а нельзя ли насадить на сочленение (в районе болта) обеих частей антенны какую-нибудь пружину (типа клапанной), предварительно сделав посадочную проточку, а соединение оставить относительно подвижным (шайбу пружинную вставить) или изменятся характеристики антенны?
Байкал.
Байкал.
8-919-3О-50-777
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
В принципе можно, и характеристики не изменятся, если сделать грамотно. Но я как паяла, от слесарки стараюсь отлынить любым доступным способом. Первую стальную занозу в ногу доча посадила месяцев в восемь...dimshal писал(а)::а нельзя-ли насадить на счленение(в районе болта) обеих частей антенны какую-нибудь пружину(типа клапанной) предварительно сделав посадочную проточку,а соединение оставить относительно подвижным(шайбу пружинную вставить) или изменятся характеристики антенны?
Ну не больше, чем стойка... И то и другое гадит, конечно, но сравнительные величины обгаживания качества связи я указал.Алексеич писал(а):Коллеги, а то, что в непосредственной близости от антенны проходит трос веткоотбойника, не оказывает отрицательного влияния на качество связи?
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
Технической неграмотностью и понтами...
В общем-то уже обсуждалось: http://ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=916&start=0
В общем-то уже обсуждалось: http://ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=916&start=0
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
Стойки все одно, металлические, так что думаю, существенной разницы не будет.
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
Так часто делают. Без проблем.
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
-
- 10 mWatt
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 15:49
- Город: Владивосток
- Страна: Россия
Re: Любителям полазать по бездорожью, или немного о компроми
Вы так часто говорите о профессионализме и технической грамотности, что даже страшно вставлять своё дилетантское слово, но переборов себя все-таки хочу вставить, что, на мой взгляд, непрофессиональный опять же, проще было врезать в крышу антенну размером с кусок который сейчас над этой крышей и возвышается, ибо от получившейся загогулины толку будет больше может быть только на приём. Что и куда этот зигзаг будет передавать, остаётся только догадываться.
- SeriousDen
- KiloWatt
- Сообщения: 1509
- Зарегистрирован: Вс июн 20, 2010 22:43
- Город: Москва
- Страна: Россия
- Откуда: Москва
- поблагодарил: 1 раз
- благодарностей: 4 раз(а)
Re: Любителям полазать по бездорожью, или немного о компроми
badger, рассматривайте проблему комплексно, то есть примите во внимание прочность и упругость огрызков, а также механическую прочность корпуса катушки, торчащей над крышей, и т. д. и т. п..
2131, Stelth 5, четверть на основании от river31, SG-200,но пока всё это в разных локациях. VX-6R.
"-Вы, пожалуйста, патриотизм с идиотизмом не путайте!"
"-Вы, пожалуйста, патриотизм с идиотизмом не путайте!"
- Arkhipov K.
- 200 Watt
- Сообщения: 556
- Зарегистрирован: Чт июл 03, 2008 11:01
- Город: Москва
- Страна: РФ
- Откуда: Москва, РФ
Re: Любителям полазать по бездорожью, или немного о компроми
Я бы в первую очередь принял во внимание длину антенны, установленную на крыше (по прикидке при данных условиях она должна быть сантиметров 50 или даже меньше) - это на мой взгляд, тоже непрофессиональный кстати, эквивалентно тому самому ржавому гвоздю, учитывая необходимость кратности отношения длины антенны к длине волны. Какой там будет приём - одному Богу известно, впрочем я уверен, что он будет отвратительным, особенно в лесной местности (про передачу даже и не говорю).
Для себя лично я вижу функцию приёма без функции передачи абсолютно бессмысленную в условиях бездорожья (а именнно для этих условий здесь и обсуждается оборудование). Впрочем, каждому своё.
Для себя лично я вижу функцию приёма без функции передачи абсолютно бессмысленную в условиях бездорожья (а именнно для этих условий здесь и обсуждается оборудование). Впрочем, каждому своё.
Костя
"Suum cuique" - Каждому свое (положение римского права)
Yaesu FT 857D+Lemm AT-2001 Turbo+ANLI WH-711, Megajet MJ-555+Lemm AT-2001 Turbo(на авто)+Yaesu VX-6R(в руках)+Yaesu FT-8800R+Comet CHL-250H+Motorola GP340(на лодочке)
"Suum cuique" - Каждому свое (положение римского права)
Yaesu FT 857D+Lemm AT-2001 Turbo+ANLI WH-711, Megajet MJ-555+Lemm AT-2001 Turbo(на авто)+Yaesu VX-6R(в руках)+Yaesu FT-8800R+Comet CHL-250H+Motorola GP340(на лодочке)
- Techic
- KiloWatt
- Сообщения: 8856
- Зарегистрирован: Пн авг 31, 2009 7:09
- Город: Киров
- Страна: Россия
- Откуда: Киров (Вятка)
- благодарностей: 12 раз(а)
Re: Любителям полазать по бездорожью, или немного о компроми
А что, по Вашему, прием совсем не важен? Тем более, что огрызок этот однозначно будет и принимать так же хреново, как и передавать - антенна вещь симметричная в плане прием/передача.badger писал(а):ибо от получившейся загогулины толку будет больше может быть только на приём. Что и куда этот зигзаг будет передавать, остаётся только догадываться.
Есть еще некоторые интересные моменты. Ну, например, соотношение сигнал/собственный шум у двухметровых антенн более благоприятное, чем у коротких.
Зигзаг этот, как Вы выразились, будет лучше, конечно, передавать вперед, тем более, что не такой уж это и сильный зигзаг.
В крайнем случае, можно и мордой в сторону предполагаемого корреспондента повернуться, если по уши не застрял.
Кроме того, усилители еще никто не отменял
MFJ 1966 складная-комбо, MJ-650 Turbo, антизатык, регулируемый ASQ, SG-400 ДУ (сдох, зараза)
Dragon SY-101, Alinco DR-M03SX/135CB (теперь она попугай), Yaesu VX-6R
RigExpert AA-230 PRO
Если рука с дрелью не поднимается к крыше Вашего железного коня - звоните
Dragon SY-101, Alinco DR-M03SX/135CB (теперь она попугай), Yaesu VX-6R
RigExpert AA-230 PRO
Если рука с дрелью не поднимается к крыше Вашего железного коня - звоните
- Кабан
- Человек с паяльником
- Сообщения: 10806
- Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
- Город: Химки м.о.
- Страна: Россия
- Откуда: Химки. Координаты здесь: http://forum.ci-bi.ru/viewtopic.php?f=4&t=39
- Контактная информация:
Re: Любителям полазать по бездорожью, или немного о компроми
Как уже было сказано, в общем случае диаграмма направленности антенны , ее эффективность и т.п. физически идентичны по приему или по передаче.badger писал(а):ибо от получившейся загогулины толку будет больше может быть только на приём
Вот тут человек писал о своем якобы дилетантизме, сдается мне, глумится он над нами. Судя по всему, с общим определением смысла словосочетания "диаграмма направленности" знаком... Конечно, в принципе, все так, но вся история технического развития цивилизации сводится к нахождению оптимальных компромиссов между законами физики, механики и т.п., которые человек, к счастью, не в силах изменить. В общем-то, я могу аргументированно доказать, что короткий огрызок на крыше электрически не выиграет у такой установки, а вот механически проиграет. Впрочем, об этом тоже уже сказано:badger писал(а):Что и куда этот зигзаг будет передавать, остаётся только догадываться.
SeriousDen писал(а):то есть примите во внимание прочность и упругость огрызков, а также механическую прочность корпуса катушки, торчащей над крышей, и т. д. и т. п..
Чуть отвлекусь. Односторонняя связь, понятное дело, никого не устраивает. Однако, вопреки сложившемуся мнению, надо указать на одну особенность: дальность по передаче обеспечить куда проще, чем "вытянуть" прием. Очень сложной проблемой, в частности, являются собственные радиочастотные шумы проводки машины. Так вот бороться с ними радикально проще, если применять более длинные антенны.Arkhipov K. писал(а):Для себя лично я вижу функцию приёма без функции передачи абсолютно бессмысленную в условиях бездорожья (а именнно для этих условий здесь и обсуждается оборудование). Впрочем, каждому своё.
Миш, это выражение верно только в случае, если рассматривать отношение сигнал/шум всей антенны. То есть, антенну и саму машину как единую систему. Если брать это отношение только для "палки", торчащей над крышей, разница на частотах гражданского диапазона пренебрежимо мала. Впрочем на практике ты, в конечном итоге, прав.Techic писал(а):Ну, например, соотношение сигнал/собственный шум у двухметровых антенн более благоприятное, чем у коротких.
А вот здесь ты ошибаешься. В целом кузов машины имеет геометрические размеры менее полволны, так что стойки и крыша возле полотна антенны будут работать, скорее, как директор, нежели как рефлектор. В большинстве случаев это будет вызывать изменение диаграммы направленности в сторону прямо противоположную тобой указанной. То есть, как это ни странно, дальность будет больше, если повернуться к искомому корреспонденту кормой.Techic писал(а):Зигзаг этот, как Вы выразились, будет лучше, конечно, передавать вперед, тем более, что не такой уж это и сильный зигзаг.
В крайнем случае, можно и мордой в сторону предполагаемого корреспондента повернуться, если по уши не застрял.
Как-то так...
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.