Ci-Bi.ru Форум о связи

Ci-Bi.ru Форум о связи
Текущее время: Пн дек 17, 2018 12:30

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт ноя 01, 2011 19:51 
Не в сети
Человек с паяльником
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 22:54
Сообщения: 10806
Город: Химки м.о.
Страна: Россия
Откуда: Химки. Координаты здесь: viewtopic.php?f=4&t=39
К написанию данной статьи подтолкнула очень распространенная проблема: во многих случаях при установке сиби антенны на машину удобно задействовать штатное отверстие в крыше, в которое производитель устанавливает антенну вещательного FM приемника. Как правило в этом случае владелец машины встает перед выбором: использовать активную вещательную антенну, клеющуюся на лобовое стекло, которая в большинстве случаев работает хуже, закладывать штатную радиовещательную антенну между обшивкой потолка и крышей в сборе, что гарантированно приводит к потере дальности приема где-то на 30%, или же изощряться каким-то иным способом.
В то же время большинство моделей антенн гражданского диапазона так или иначе имеют довольно выраженный резонанс на 3-ей гармонике ( среднестатистически 81 МГц). Эта частота находится условно между 1-ым (66-74 МГц) и 2-ым (88-108 МГц) вещательными FM диапазонами, что дает возможность предположить ее достаточную эффективность при приеме сигнала от вещательных радиостанций. Производители в середине 90-ых годов предлагали целый ряд частотных фильтров, позволяющих разделить сигнал от антенны между радиостанцией и автомагнитолой, но данные фильтры (во всяком случае те, что мне довелось лично потестировать) вносили приличное затухание как в радиовещательный тракт, так и в связной. Кроме того они в изрядной степени влияли на КСВ.
Последнее время даже такие фильтры стали попадаться на прилавках нечасто, что побудило попробовать решить проблему самостоятельным изготовлением подобного узла.
В то же время мной за последних 15 лет был неоднократно повторен фильтр, конструкция которого описана в статье И. Нечаева, И. Березуцкого "Антенный фильтр с поглощением гармоник на 27 МГц"
Журнал "Радио" 1979г. №10 стр. 79
Журнал "Радио" 1979г. №10 стр. 80
Конструкция показала себя как практически 100% повторяемая и даже без какой-либо настройки радикально решающая проблему помех телевизионному вещанию от сиби аппаратуры на базах в том случае, если проблема заключалась непосредственно в излучении оконечными каскадами передатчиков гармоник. (Свои выводы на эту тему и некоторые рекомендации я давал здесь: viewtopic.php?p=141380#p141380 .)
Однако при прочтении статьи становится понятно, что без каких-либо серьезных переделок данный фильтр можно применить не только по прямому назначению. Сигнал с антенного разъема радиостанции поступает на фильтр верхних частот, после которого гармоники поглощаются резистором. Параллельно ему подключен фильтр нижних частот, после которого уже "чистый" сигнал поступает в антенну. Если мы "перевернем" фильтр и вместо поглощающего резистора подключим антенный вход автомагнитолы, то в результате от антенны сигнал будет делиться на ВЧ и НЧ составляющую. То есть антенна, подключенная к разъему XS-1 (cм. обозначения по ссылке на схеме), будет принимать и частоты сиби диапазона и FM вещания, а фильтр в таком включении будет делить их между разъемом XS-2, который следует подключить к антенному разъему радиостанции и резистором R1, вместо которого нужно подключить кабель к антенному входу автомагнитолы (резистор в этом случае просто удаляется и вместо него подключается кабель).
Конечно фильтр рассчитан на 50-ти омный тракт, а автомагнитола имеет 75-ти омный вход. Помимо этого на свете нет ничего идеального, и сам по себе фильтр вносит некоторые потери, однако даже не предназначенная для работы на частотах FM вещания автомобильная антенна гражданского диапазона в силу геометрических размеров обеспечивает такой уровень принимаемого сигнала, что на удалении около 90 км от МКАД через указанный фильтр позволяла уверенно принимать больше половины московских вещательных станций. (В данном случае речь шла о деревне под Егорьевском и подключенной к фильтру антенне Lemm Turbo 2001.) Потери, вносимые фильтром в тракт сиби диапазона, не превышают 1 дБ.
Конструкция самого фильтра более чем понятно описана в статье. От себя могу добавить, что включать его стоит между радиостанцией и усилителем, так как при его работе после усилителя KL 500 однозначно нужно мотать катушки проволокой диаметром свыше 1,5мм, что неизбежно приведет к необходимости пересчета количества витков. Конденсаторы фильтра также придется брать на заведомо большее напряжение. Если же ставить его между станцией и усилителем, достаточно применить их на напряжение не менее 50 вольт. Конструктивно фильтр удобно выполнить на листе фольгированного текстолита, использовав его непокрытую фольгой сторону как одну из стенок корпуса. Остальная часть корпуса в моем случае была плоской консервной банкой. Более серьезная экранировка в нашем случае не нужна, так как подавление "не своего" сигнала на выходных разъемах вполне достаточно в рамках 20-30 дБ. Этого вполне хватит чтобы не повредить приемник автомагнитолы при работе радиостанции на передачу.
Разъем на корпусе фильтра на фотографиях подключается к антенне (соединительным кабелем к усилителю), а отходящие от корпуса кабели к радиостанции и автомагнитоле. Катушки фильтра рекомендуется зафиксировать термоклеем от механической деформации при вибрации автомобиля, а плату покрыть каким-либо лаком, дабы предохранить от конденсата. В остальном данный фильтр можно изготовить достаточно произвольно.

Изображение

Изображение

Изображение

В качестве бонуса при применении данного фильтра совместно с примитивными антеннами, согласованными не по автотрансформаторной схеме (если в цепи не стоит усилитель!), он достаточно надежно защищает приемники радиостанции и автомагнитолы от выгорания при касании силовых проводов контактной подвески.

Если у Вас возникли какие-то вопросы, просьба задавать их здесь: viewtopic.php?f=4&t=6790
Внимание! В статье по ссылке есть опечатка, из-за которой количество витков катушек L5 и L6 получается неочевидным. На самом деле катушки фильтра имеют следующее количество витков:
L1 - 15 витков
L2 и L6 - 8,5 витка
L3, L4, L5 - 14,5 витков
L7, L8, L9 - 4,5 витка

_________________
Профессионал отличается от любителя тем, что берёт на себя ответственность за работу вместе с деньгами.
Утрудив себя четкой формулировкой Вашего вопроса, Вы на 90% получаете на него ответ.
Хороший парень - это не профессия...
"Давай попробуем сделать хорошо, плохо и так получится"(С) Мой дед.
8 903 519 3670 Пётр.


Вернуться к началу
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB